Нужна ли нижняя А на теноре?

Все, что каким-то образом связано с саксофоном, обсуждаем здесь.
Аватара пользователя
Russ
Старожил
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
Откуда: Янтарный Остров
Инструменты: Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
Отдал: 80 спасибо
Получил: 133 спасибо

Прошу высказывать мнения по данной теме.
Барик и альт могут иметь такой конструктив, а вот нужно ли это на теноре?
Жаль, не знаю, как здесь запустить голосование, может админ подскажет?
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 135 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

А зачем он нужен? Мне кажется там и так все ок. По идее и Сиь то редко играется..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

Почему нет? Расширение диапазона - всегда хорошо. Другое дело, что нижним регистром вообще мало кто хорошо владеет (даже если инструмент идеально кроет), есть некоторые особенности в звукоизвлечении.
P.S. Я бы альт (я "махровый" альтист) с нижним Ля с удовольствием взял (иногда её очень не хватает)...
Аватара пользователя
Al-lA
Участник
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 03 янв 2024 08:34
Отдал: 20 спасибо
Получил: 8 спасибо

Нет.
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 135 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Игорь Михайлов писал(а): 04 мар 2024 12:27 Почему нет? Расширение диапазона - всегда хорошо. Другое дело, что нижним регистром вообще мало кто хорошо владеет (даже если инструмент идеально кроет), есть некоторые особенности в звукоизвлечении.
P.S. Я бы альт (я "махровый" альтист) с нижним Ля с удовольствием взял (иногда её очень не хватает)...
вопрос о теноре изначально.. Владеть то нижним диапазоном на альте вообще не проблема, другое дело что зачастую и средним диапазоном музыкант владеет не то чтобы прям очень хорошо а еще доп ноту дайте, не хватает.. Я считаю что все давно уже утряслось с диапазоном и композиции заточны под этот диапазон и что-то там добавлять... ну есть умельцы которые добавляют, видел в ютубе один умелец мастерит сам механику под себя.. А что там особого в звукоизвлечении нижнего регистра, тайна какая-то чтоли? Опору надо хорошо прокачченную иметь, дуть длинные ноты в этом диапазоне и на мундах с длинным фейсом ноты эти легче будут браться..

Еще надо не забывать что добавление нижней ноты, это соответсвенно раструб нужно удлиннить, это в совокупности с весом доп механики добавит и так не легкому тенору веса, - а оно вам нужно ради одной ноты Ля которую вы будете играть один раз за час, если вообще будете использовать?..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 135 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Игорь Михайлов писал(а): 04 мар 2024 12:27 Почему нет? Расширение диапазона - всегда хорошо. Другое дело, что нижним регистром вообще мало кто хорошо владеет (даже если инструмент идеально кроет), есть некоторые особенности в звукоизвлечении.
P.S. Я бы альт (я "махровый" альтист) с нижним Ля с удовольствием взял (иногда её очень не хватает)...
Кстати, Игорь, купи себе Саксофон C-мелоди, у него же шире диапазон, найдешь себе там Ля)).. Правда говорят что у него тембр не рыба не мясо - не популярная модель саксофона... Кстати да и на теноре если добавить ноту тембр изменится, не факт что в лучшую сторону..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

YuSAX писал(а): 04 мар 2024 14:48
Игорь Михайлов писал(а): 04 мар 2024 12:27 Почему нет? Расширение диапазона - всегда хорошо. Другое дело, что нижним регистром вообще мало кто хорошо владеет (даже если инструмент идеально кроет), есть некоторые особенности в звукоизвлечении.
P.S. Я бы альт (я "махровый" альтист) с нижним Ля с удовольствием взял (иногда её очень не хватает)...
вопрос о теноре изначально.. Владеть то нижним диапазоном на альте вообще не проблема, другое дело что зачастую и средним диапазоном музыкант владеет не то чтобы прям очень хорошо а еще доп ноту дайте, не хватает.. Я считаю что все давно уже утряслось с диапазоном и композиции заточны под этот диапазон и что-то там добавлять... ну есть умельцы которые добавляют, видел в ютубе один умелец мастерит сам механику под себя.. А что там особого в звукоизвлечении нижнего регистра, тайна какая-то чтоли? Опору надо хорошо прокачченную иметь, дуть длинные ноты в этом диапазоне и на мундах с длинным фейсом ноты эти легче будут браться..

Еще надо не забывать что добавление нижней ноты, это соответсвенно раструб нужно удлиннить, это в совокупности с весом доп механики добавит и так не легкому тенору веса, - а оно вам нужно ради одной ноты Ля которую вы будете играть один раз за час, если вообще будете использовать?..
Я понимаю, что речь о теноре (у него мензура уже, чем у альта, а чисто с точки зрения акустики чем уже мензура - тем сложнее звукоизвлечение в нижнем регистре (зато с верхами - как раз проще). Ну, возьми, к примеру валторну - самый узкомензурный инструмент из духовых вообще. Там "основной" тон вообще не извлекается в принципе, диапазон начинается с 5-го - 6-го обертона. Зато верха - вплоть до 20-го - 21-го обертона). Так что на теноре, возможно, нижняя Ля и не нужна на самом деле. Что касается "дополнительного веса" - ну, вообще полная ерунда. Он станет тяжелее граммов на 200 максимум (даже с учётом веса более длинного раструба) - вообще не критично (с нормальным гайтаном ты разницы дажене заметишь). Другое дело, что в "стандартный" кейс не влезет (но, тут дело такое: будет спрос - будет и предложение). Насчёт "композиции заточены под этот диапазон" - ты прав. НО... Если бы эта нота была изначально - были бы и композиции, "заточенные" под эту ноту. Ну, вот, возьми флейту, к примеру: Ранние флейты не имели нижних До и До# (диапазон начинался от ноты Ре 1-й октавы) - соответственно, композиторы в партии флейты их и не использовали. Когда эти клапаны появились - стали использовать. Потом появилась и нота Си малой октавы - активно стали использовать и её. Так что насчёт "нужна - не нужна" - это "разговоры в пользу бедных"...
P.S. Кстати: ты же в курсе, что ранние саксофоны имели диапазон только до Си малой октавы (механику саксофона А. Сакс "копировал" с гобоя, а там - именно такой диапазон). Нота Сиb появилась только в 80-х годах XIX века (а активно начала использоваться и того позже). Причём, дудки с нижней Си выпускались аж до 30-х годов ХХ века (попадался альт КУЖд выпуска 1925 года с нижней Си). Так что всё зависит (я имею ввиду музыку) исключительно от возможностей инструмента ("из кувшина можно вылить только то, что было в нём")...
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 610
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

YuSAX писал(а): 04 мар 2024 14:59 Кстати, Игорь, купи себе Саксофон C-мелоди, у него же шире диапазон, найдешь себе там Ля)).. Правда говорят что у него тембр не рыба не мясо - не популярная модель саксофона... Кстати да и на теноре если добавить ноту тембр изменится, не факт что в лучшую сторону..
C-Melody... Думал о нём, если честно (тем более, что я "изначально" флейтист и строй С для меня "родной"). Но, как подумаешь о проблемах с мундштуками и тростями - ну его нафиг! Да и не нужен он мне по большому счёту (альт для меня проще: за более чем 30 лет всё уже "наиграно", репертуар сделан - нахера эти "эксперименты"?)...
Аватара пользователя
Russ
Старожил
Сообщения: 548
Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
Откуда: Янтарный Остров
Инструменты: Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
Отдал: 80 спасибо
Получил: 133 спасибо

Игорь, насчет потребности альта с нижним Ля вопрос понятен, да и Сельмер в своё время постарался в этом плане. Вопрос расширения диапазона звучания инструмента - это дело прогресса. Согласен: будет нота на саксе - будут и произведения, в которых она исполняется. Я не исключаю, что если на сопранках уже появилась верхняя Соль, то это новшество рано или поздно перейдет и на альт, и, возможно, на тенор (с бариком, думаю нет такого смысла, как и в верхнем F# на нем).
Просто меня волнует вопрос: почему нижняя Ля есть на альте (в меньшей степени) и на барике, а вот тенор как-то обошли и, похоже, даже не пытались. Может, действительно, были какие-то эксперименты, но они показали, что этот лишний клапан на теноре приводит к негативным последствиям?
Насчет Си-мелоди - был последний энтузиаст-производитель Aquilasax, делал саксы и мунды к ним, да и тот уже лет 10 как сдулся, похоже, ввиду мизерной востребованности продукции.
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 678
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 135 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Игорь Михайлов писал(а): 04 мар 2024 16:31 Насчёт "композиции заточены под этот диапазон" - ты прав. НО... Если бы эта нота была изначально - были бы и композиции, "заточенные" под эту ноту. Ну, вот, возьми флейту, к примеру: Ранние флейты не имели нижних До и До# (диапазон начинался от ноты Ре 1-й октавы) - соответственно, композиторы в партии флейты их и не использовали. Когда эти клапаны появились - стали использовать. Потом появилась и нота Си малой октавы - активно стали использовать и её. Так что насчёт "нужна - не нужна" - это "разговоры в пользу бедных"...
Я считаю это сравнение некорректным. На первый взгляд все логично, появилась нота, стали ее использовать.. Но это же флейта, а на теноре, по крайней мере я, ни разу не видел Сиь написанной в ноты тенору, в теме по крайней мере, и в оркестровой музыке эта нота не используется в теноровом исполнении, т.к. этот регистр на теноре сложен в исполнении.. Из того что я играл Сиь в теме только в исполнении Д.Гордона в композе Блю Босса.. Сиь в темах не пишут, Ля тем более не будут.. Так что это все непривязанные к конктретному типу инструмента(к тенору) а стало быть бесполезные абстрактные разговоры..
Игорь Михайлов писал(а): 04 мар 2024 16:31 Что касается "дополнительного веса" - ну, вообще полная ерунда. Он станет тяжелее граммов на 200 максимум (даже с учётом веса более длинного раструба) - вообще не критично (с нормальным гайтаном ты разницы дажене заметишь).
Ну это же не просто 200 или 300, а 200+3кг.. Мне лично не нужны эти лишние граммы, и нота Ля эта не нужна.. Тем более в тему ее ни кто из благоразумных, знающих инструмент композиторов не напишет, потому что музыканты станут рыбу в эти ноты заворачивать и ни кто это не будет играть.. Просто ради прикола открой нотную прогу Сибелиус, там для композеров в диапазонах выделены регистры в которых надо писать партию саксофона..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Ответить

Вернуться в «Общие вопросы»