Страница 1 из 2

Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 19 дек 2022 10:35
DmitGen
Меня интересует трудна ли тональность Ми мажор на саксофоне - альт, для ученика ДМШ.
Надо сделать переложение для саксофона-альт. Тональность на фортепиано - Gdur, а на саксофоне-альт, получается - Edur.
Вот и интересует трудна ли будет эта тональность для начинающего.
Примерный технический уровень : хорошо играет Дворжак "Юмореска" (Gdur), Глиэр "Романс" (Fmoll).

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 20 дек 2022 04:45
firetiger
DmitGen писал(а): 19 дек 2022 10:35 ... тональность Ми мажор ... для ученика ДМШ.
... трудна ли будет эта тональность для начинающего. ...
Гамму Ми-мажор ученик уже выучил и уверенно её играет, так? Если нет, то начать надо с неё.
Объективно Ми-мажор аппликатурно удобная тональность, но в ней есть две ноты, уверенное соединение которых у учеников может страдать.
Это до-диез и ре-диез второй октавы.
Если в требуемой пьесе есть активное мелодическое движение с повторяющимся чередованием этих нот, особенно в легато, то надо решать исходя из логичности развития биомеханики ученика на данный момент.

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 20 дек 2022 06:23
DmitGen
Огромное спасибо. Приятно получить исчерпывающую информацию по теме.

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 20 дек 2022 07:43
windplayer
Тоже не вижу проблемы в этой тональности, кроме одной очевидной) обычно она как то не стройно у начинающих саксофонистов звучит. У всех свои теории на этот счет, но если студент настраивает саксофон по ноте соль - то скорее всего будет нестрой) Этой ноты в ми мажоре нет. На инструмент сваливать смысла нет, просто надо как сказал Firetiger гамму хорошо играть и стройно.

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 20 дек 2022 11:13
YuSAX
DmitGen писал(а): 19 дек 2022 10:35 Меня интересует трудна ли тональность Ми мажор на саксофоне - альт, для ученика ДМШ.
Надо сделать переложение для саксофона-альт. Тональность на фортепиано - Gdur, а на саксофоне-альт, получается - Edur.
Вот и интересует трудна ли будет эта тональность для начинающего.
Примерный технический уровень : хорошо играет Дворжак "Юмореска" (Gdur), Глиэр "Романс" (Fmoll).
В гамме Ми можор есть момент, трудность перехода F#-G#. Это место в данной гамме, например при восходящем диатональном движении или нисходящем, или например при трели F#-G#, нужно играть с постоянно зажатой клавишей G#. G# не откроется на нотах E, F# если механика должным образом настроена, так как клапан G# будет удерживаться подстроечным винтом несмотря на то что клавиша G# нажата.. Собственно для этого конструктивно и сделан подстроечный винт который находится на клапане расположенном выше клапана F. Это место сложно настраивается, поэтому, попробуйте медленно поиграть трель F#-G#, если все ок - пользуетесь! Если нет, например F# глухое, то несите на настройку мастеру..
Есть еще момент с C# тоже относящиееся к клавише G#, тоже самое вышесказанное но относящееся к скачку C#-G#, то же самое, надо удерживать клавишу С# постоянно..

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 07 янв 2023 01:23
Игорь Михайлов
Скачок С#-G# (или наоборот) на современной механике не представляет никакой сложности. Есть одна маленькая "хитрость": G# берётся нажатием клавиши C# (а не "основной" аппликатурой)...

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 09 дек 2023 00:29
firetiger
windplayer писал(а): 20 дек 2022 07:43 ... не вижу проблемы в этой тональности, кроме одной ...
... если студент настраивает саксофон по ноте соль - то скорее всего будет нестрой) Этой ноты в ми мажоре нет. ...
Весьма странное замечание. Такое впечатление, что данный пост написан не windplayer'ом :| , а гитаристом - на гитаре да, есть такая фишка: в Ми-мажоре третью струну надо настраивать иначе. (Хотя правильнее играть ту же третью партиту И.С.Баха в аутентичной настройке - третья струна фа-диез. А ещё высоту струн и верхнего порожка надо правильно регулировать. А ещё правильнее иметь нулевой лад, блин :cry: )
А саксофон настраивается не "по ноте", саксофон настраивается флажолетами.
Но даже если "по ноте", то по фа-диез - по камертону Ля 440 Гц.
И вообще: главные факторы музыкального звука, они не в саксофоне - они внутри саксофониста, как говорится, в потрохах.

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 09 дек 2023 07:15
Игорь Михайлов
firetiger писал(а): 09 дек 2023 00:29
windplayer писал(а): 20 дек 2022 07:43 ... не вижу проблемы в этой тональности, кроме одной ...
... если студент настраивает саксофон по ноте соль - то скорее всего будет нестрой) Этой ноты в ми мажоре нет. ...
Весьма странное замечание. Такое впечатление, что данный пост написан не windplayer'ом :| , а гитаристом - на гитаре да, есть такая фишка: в Ми-мажоре третью струну надо настраивать иначе. (Хотя правильнее играть ту же третью партиту И.С.Баха в аутентичной настройке - третья струна фа-диез. А ещё высоту струн и верхнего порожка надо правильно регулировать. А ещё правильнее иметь нулевой лад, блин :cry: )
А саксофон настраивается не "по ноте", саксофон настраивается флажолетами.
Но даже если "по ноте", то по фа-диез - по камертону Ля 440 Гц.
И вообще: главные факторы музыкального звука, они не в саксофоне - они внутри саксофониста, как говорится, в потрохах.
Симфонические оркестры настраивают обычно по Ля 440 (или сейчас чаще 442) Гц. А вот ДУХОВЫЕ оркестры - лучше настраивать не по Ля, а по Си бемоль (большинство дудок в "бемольных" строях - in B, in Es, in F, поэтому при настройке по Ля может возникнуть негармоничность обертонов, что сильно затрудняет правильное интонирование). Вообще, частенько удивляли аранжировщики, делавшие аранжировки для духового оркестра в диезных тональностях (абсолютно не учитывая специфики духового оркестра). Понятно, что иногда в этом просто есть необходимость (например, вокалисту удобнее именно эта тональность: в другой могут быть "мёртвые" ноты или просто по диапазону не подходит и т.д.). Но, как правило, я в таких случаях (по согласованию с вокалистом, разумеется) предлагал изменить тональность (обычно достаточно сдвинуть на полтона вверх или вниз: для вокалиста это, как правило, не критично, а вот оркестр - просто начинает звучать лучше и стройнее). Нет, понятно, что "мастерство" никто не отменял (и профессиональный музыкант обязан играть стройно в любой тональности), но и законы акустики - тоже. Одно дело, когда это дуэт (к примеру, ф-но и сакс), но в оркестре... Когда у кучи дудок начинаются " косяки" по обертонам (т.е., "основной" тон может и строить между собой, а вот обертоны - уже нет. У каждой дудки в этом смысле могут быть отличия, вызванные элементарно "техническими" причинами: разная мензура, к примеру, да даже элементарная вмятина на корпусе может повлиять). Короче, масса нюансов, которые необходимо учитывать...

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 09 дек 2023 21:43
bormaster
Я бы добавил ещё умение подстраивать губами. Они же живые, а не железные. На расстроенном пианино и профессор сыграет фальшиво.

Re: Аппликатуры каких тональностей наиболее трудны для ученика ДМШ

Добавлено: 10 дек 2023 03:17
firetiger
bormaster писал(а): 09 дек 2023 21:43 ... подстраивать губами. ...
Ни в коем случае. При обычной регулярной игре в основном диапазоне положение амбушюра должно оставаться строго стабильным.
При необходимости интонационной подстройки отдельных нот используется активная позиционная артикуляция и осознанный контроль подачи. Плюс дополнительные и вспомогательные аппликатуры.
А гибкая работа губ для разнообразных роскошных джазовых приёмов - это другой разговор, отдельный.