Великанов Олег Витальевич (rostovsax) вел очень хорошую тему по импровизации на старом форуме. Пока он к нам не подтянулся,  опубликую немного его материалов:
Jamey Aebersold’s
ПАМЯТКА
Взятая из его семинаров «Импровизировать может любой»
• Два фактора препятствуют людям в импровизации: боязнь потеряться и страх сыграть не ту ноту.
• Записывай свою собственную игру и слушай сам себя. Не будь критичен. Просто слушай.
• Юмор – важнейшая часть творчества.
• ТВ подавляет воображение.
• Невежество губит. Так же как курение. 
• Ты можешь заниматься час без перерыва?
• Если ты не думаешь перед тем, как сыграть фразу, это не импровизация, а просто упражнение.
• Пой! Пой! Пой!
• Проще спеть то, что у тебя в голове, чем сыграть это на твоём инструменте, твоя цель – быть способным играть на инструменте то, что у тебя в голове.
• Думай каждую ноту перед тем как её играть. 
• Кто-нибудь когда-нибудь умер от того, что слишком много думал?
• Блюз, в большинстве случаев, джазовыми музыкантами играется в F и Bb.
• Не занимайся одним и тем же всё время – покоряй новые высоты.
• Звукоряды ОЧЕНЬ ВАЖНЫ!
• Большая часть музыки состоит из двух-, четырёх- и восьмитактовых фраз.
• Большинство барабанщиков поют себе мелодию, чтобы не потеряться, но они могут научиться слушать фразы.
• Твой алфавит – хроматическая гамма, знай её от самой нижней ноты своего инструмента до самой высокой.
• Существует только две увеличенных звукоряда и три уменьшённых. 
• Обычно джазовые музыканты играют восьмыми – играй так гаммы и упражнения.
• Используй джазовую артикуляцию играя аккорды и гаммы, не отделяя каждую ноту языком или лигуя каждую ноту, а используя промежуточный вариант. Артикуляция – ключевой компонент твоей индивидуальности.
• Занимайся артикуляцией – через 4-6 недель ты сможешь изменить свою музыкальную индивидуальность. Слушай профессионалов. Когда будешь заниматься упражнениями на артикуляцию, играй так медленно, чтобы было удобно и проще для пальцев. В этом случае ты сможешь сосредоточиться на артикуляции. 
• Одна из причин, что у тебя не такое звучание, как у тех парней на записи, это то, что ты не занимался артикуляцией.
• Играй соло вместе с записью, надлежащим образом практикуя артикуляцию – имитируй мастеров джаза.
• Внушение направляет твою душу и воодушевляет.
• Слушай и заимствуй идеи из записей.
• СЛУШАЙ! Ещё и ещё и ещё! Все ответы на твои вопросы есть в записях.
• Слушай джаз каждый день.
• Если ты хорошо оснащён технически - у тебя больше возможностей.
• Не используй «минусы» для того, чтобы отсчитывать время, используй их, чтобы учится слышать каждую ТОНАЛЬНОСТЬ, которая играется.
• В действительности, джаз – взаимодействие между исполнителями.
• Лучшие вещи в жизни - это свобода и доступность изучения джаза.
• Это круто – играть с людьми, которые немного или гораздо лучше играют, чем ты – они подталкивают тебя к импровизации.
• Никто не рождается музыкантом. Хорошие инструменты и учителя важны, но исполнитель создаёт себя сам.
• Ты не можешь представить как много времени, энергии и внимания джазовые музыканты вкладывают в своё дело.
• Придумывай своя собственную гармонию. Сядь за клавиатуру и исследуй.
• Играй арпеджио и держи его движение в голове (мысленно) в то время, когда поёшь мелодию, основанную на этом аккорде.
• Пой 12-тактовый блюз (это не так сложно), просто думай и напевай, когда ведёшь машину или ждёшь автобуса.
• Сдвигай блюз вверх и вниз на полтона, просто упражняйся мысленно – тебе будет проще потом, когда ты придёшь в класс.
• Не трать время на тренировку слуха, освоение аккордов и другие упражнения - ты можешь делать даже во время принятия душа. В этом направлении ты можешь приобрести нужнейшие музыкальные навыки не тратя на это лишнего времени.
• Чарли Паркер занимался от 11 до 15 часов в день в течение 3-4 лет.
• Развивай слух – когда ты слышишь то, что пытаешься сыграть, всё становится проще.
• Изучай расстояние между нотами – интервалы.
• Звукоряды основаны на полутоновых и тоновых интервалах, аккорды основаны на мажорных (4 полутона) и минорных (3 полутона) терциях. Учись узнавать эти интервалы на слух.
• Когда ты поёшь, представляй клавиатуру. Если не знаешь, в какой ты тональности – думай в «до». Занимайся этим не в классе, не трать зря время занятий. 
• Всякий раз, видя обозначение аккорда, сознавай, что он подразумевает горизонтальный звукоряд (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и вертикальный аккорд (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). В основном, аккорды строятся от каждой следующей ноты звукоряда, но не все!
• Клавиатура очень важна для изучения гармонии и для качественного прослушивания аккордов. На клавиатуре все проще осваивать. Ты можешь купить клавиши меньше, чем за $100. На них всё очень наглядно.
• Играй известные и простые мелодии в 12 тональностях чтобы уметь воплощать на своём инструменте то, что звучит в голове.
• Ты не ошибешься, если будешь начинать или заканчивать фразу с аккордового звука (тоники, терции или квинты).
• Играй звукоряд непрерывно в течение двух минут быстрыми восьмыми пока не достигнешь автоматизма. Можешь глазки закрыть.
• У меня есть мнение, что люди, которые учатся на инструменте, чтобы поупражняться в терпении, лучше узнают себя.
• Нисходящее движение по полутонам проще спеть, чем сыграть на инструменте.
• Я, Джеми, знаю много, могу много, но не могу ничего сделать за тебя!
• Если ты много ДУМАЕШЬ о том, что делаешь, ты и помнить будешь много.
• Выучивая тему, запоминай изменения аккордов в ритме. Играй звукоряды каждого аккорда, потом арпеджио каждого аккорда; потом импровизируй. Запоминай, запоминай, запоминай!
• Если у тебя есть сомнения насчёт чего-то в музыке, найди фортепиано и проиграй это. Это звучит так же как на записи?
• Если ты хочешь взять кварту в мажорном аккорде, ты должен повысить её (F# в С) Лидийский, или сыграть как проходящий звук.
• Может быть, мажорный аккорд должен бы строиться так: CDEF#GABC Lydian. Думай, что это повышенная квартой, а не пониженная квинта.
• На фортепиано: изучай двухголосное голосоведение в правой руке (терция и септима наиболее предпочтительны).
• Если ты не играешь на клавишных, просто играй тонику левой рукой, запоминай тоники аккордов темы.
• III VI II V I (вертушка) Вертушка вернёт тебя к началу темы.
• Пианист (играя с ритм-секцией) должен играть в регистре от октавы ниже среднего «до» до полутора октав выше среднего «до», чтобы не топтаться вместе с духовиками в верхнем регистре.
• В истории джаза есть свой этикет – не пережимай.
• Понаблюдай, как свободно пианист аккомпанирует себе левой рукой, играя правой соло.
• Используя разные голосоведения, ты можешь играть аккорды без сдвигов вверх и вниз по клавиатуре.
• Практикуй звукоряды и упражнения в темпе и без остановок – так же как мы и играем музыку.
• Когда ты играешь аккорд на гитаре или клавишных, для хорошего звучания не нужно брать много звуков.
• «B» полууменьшённый: BCDEFGAB. Чистое «до» звучит не всегда хорошо, разве что как проходящий звук. Используй иногда повышенную 2 (C#).
• СЕКВЕНЦИЯ означает повторение аккорда, аккордовой модели или мелодической фразы в другой тональности.
• Трать постоянно 15 или 30 минут в день у фортепиано, если ты духовик. 
• В джазе некоторые вещи используют снова и снова, так что не так всё сложно – не боги горшки обжигают.
• Существует 12 тональностей, но чаще всего играют в 6 (C, Bb, Eb, Ab, F и G), реже используются B, E, F#, C#, E и A, но в джазовых темах встречаются безумные модуляции и разрешения в любую тональность.
• Знаки при ключе распространяются на мелодию (для удобства обозначений); в гораздо меньшей степени они относятся к гармонии.
• Посмотри на последний аккорд темы (или ближайший к последнему), если это мажор и он завершает полный такт, возможно, это и есть аккорд тональности темы. Особенно, если и первый аккорд такой же.
• Моё среднее образование – мой камертон.
• Хроматический камертон дарит тебе самостоятельность – ты можешь сам постигать музыкальную вселенную.
• Используй камертон для изучения интервалов в пределах октавы, не трать классное время на тренировку слуха – занимайся этим «на ходу» (коротая время).
• Нажимай на «бумажной клавиатуре» и пой те звуки, которые должны звучать на разных клавишах – через несколько тактов проверь себя с камертоном. 
• Возьми тему и просто пой тоники.
• Не пой просто звукоряд – представляй клавиатуру своего инструмента, контролируй себя камертоном. Поменяй тональность и займись этим снова.
• Пиши мелодии!
• Не так трудно написать тему, Стив Аллен написал 450 тем со словами просто в один присест, за один день.
• Записанная музыка – это поддержка. Вместо запоминания.
• Транспонированные партии – это поддержка. В прошлые времена у нас на было сборников, мы снимали всё с записей и учились транспонировать с ходу. Мы пользовались своим слухом и памятью.
• Хороший музыкант имеет в голове большой репертуар – он не сильно зависит от сборников.
• Музыке не важно, кто её играет.
• «Играй то, что есть, зачем нам слушать твоё враньё?» - Арт Блэйки.
• Когда ты, в конце концов, сыграешь то, что есть в твоей голове, ты впервые поймёшь, кто ты есть.
• «Нужно много времени, чтобы играть так, как ты сам» - Майлз.
• Ты можешь найти ответы на все свои вопросы о джазе прослушиванием: СЛУШАЙ! СЛУШАЙ! СЛУШАЙ!
• Когда ты солируешь, используй повторы, секвенции, не разбрасывайся. Это позволит слушателю предвосхищать то, что ты делаешь. Это называют «ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ». Великий пример -Сонни Роллинз.
• Интервал от «си-бемоль» до «ми» составляет три тона (Bb=>C=>D=>E), поэтому он именуется «тритон».
• Очень немногие взрослые люди имеют достаточно времени, чтобы учиться играть джаз (или даже просто его послушать!) 
• Если ты хочешь держаться гармонической сетки, играй аккордовые звуки на первую и третью доли.
• Тоника, терция, квинта и септима очерчивают гармонию.
• Характерные для би-бопа соло очерчивают гармонию очень подробно.
• Ты знаешь наизусть дюжину тем? Ты должен знать мелодию и форму, быть в состоянии написать аккордовую последовательность. (Джеми помнить 1000 тем наизусть!)
• Учи темы и слушай музыку в течение дня, чтобы удержать их в голове.
• Складывай свой тематический репертуар в блокнот и ты сможешь пересматривать их для проверки.
• Для упражнения в том, чтобы твоё соло звучало так как ты слышишь в голове, поставь минусы и играй 4 такта, потом пой 4 такта, потом играй 4 такта… потом пой и т.д.… 
• Чтобы добиться своей цели: Подумай – Скажи – Сделай.
• Обычный человек должен учиться играть ритмично – это не придёт само собой. Нужно пользоваться метрономом.
• В джазе ритм играет очень важную роль, пользуйся метрономом для занятий. Когда ты учишь звукоряды и аккорды всегда играй их в ритме и используй надлежащую артикуляцию.
• Когда учишься музыке, начинать импровизировать нужно пораньше.
• Мне интересно видеть как люди импровизируют на протяжении всей своей жизни.
• Если ты не импровизируешь каждый день, какой смысл заниматься звукорядами и аккордами?
• Музыка должна приносить радость – получай удовольствие от занятий.
• Когда я спрашивал некоторых музыкантов, сколько времени в течение дня они думают о музыке, они отвечали - 24 часа.
• Когда ты солируешь, следи за общими звуками в меняющихся аккордах, предвидь, думай наперёд. Обыгрывая один аккорд, думай о звукоряде следующего. Это не так сложно, попробуй это сам поскорей! Это называется «играть поверх тактовых черт».
• Мелодия песни называется темой. 
• Препятствия дают шанс. Возвращайся к ступенькам, на которых ты споткнулся. 
• Начиная заниматься, не думай, что сможешь играть только когда усвоишь огромное количество информации и овладеешь большим искусством – лучше начинай играть ПРЯМО СЕЙЧАС!
• Если ты играешь восьмыми, ты можешь играть боповый звукоряд в такт и закончить его там же звуком, каким и начал, (большинство звукорядов состоит из семи звуков, и в этом случае с ними так не получится). Боповый звукоряд предоставляет тебе 8 нот в такте, а не семь, если играть восьмыми.
• Эффективное использование бопового звукоряда позволяет отличить тех, кто может играть от тех, кто пытается.
• Не забывай, что аккордовый символ подразумевает звукоряд (горизонталь) и аккорд (вертикаль).
• Ты не можешь слушать достаточное количество записей – но это так важно!
• Если у тебя плохой звук, кому нужно то, что тебе есть что сказать – даже если у тебя гениальные идеи.
• Чтобы найти пониженную септиму, просто спустись на тон от тоники.
• Чтобы найти повышенную девятую ступень, поднимись на минорную терцию от тоники.
• Терция и септима наиболее важны в определении качества аккорда. С тоникой и так все ясно.
• Запиши себя и послушай объективно. Не бойся слушать сам то, что предлагаешь послушать остальным
• В 4/4 размере, если хочешь удержать гармоническую стабильность, играй аккордовые звуки (1, 3, 5, и 7) на первую и третью доли.
• «Take 5» Дэйва Брубека (на 5/4) на самом деле состоит из последовательных тактов на 3/4 и на 2/4. 1 2 3 1 2, 1 2 3 1 2, 1 2 3 1 2.
• Лидийский – наилучший звукоряд для мажора. (особенно для окончания тем).
• Наиболее правильны «Real Books» Чака Шера. 
• Темы, которые любят джазовые музыканты, и которые стимулируют их творчество, часто содержат красивые аккордовые звуки в оригинальной мелодии. Красивыми звуками могут быть мажорная 7-я, 9-я или #4 в МАЖОРЕ; b7, 9 и 4 в МИНОРЕ.
• Старайся солировать в теме, не играя мелодию и без ритм-секции, так, чтобы слушатель мог бы угадать тему. (это значит, что ты хорошо обыгрываешь гармонию).
• Музыка – между твоих ушей… 
PS. Переводил сам, так что на обессудьте!!!
            
			
									
						Импровизировать может каждый!
			
				Перейти
				
			
		
			
			
	
	- Дарим полезности
 - ↳ Актуальные конкурсы
 - Мир саксофона
 - ↳ Общие вопросы
 - ↳ Марки саксофонов
 - ↳ Amati
 - ↳ Antigua Winds
 - ↳ Armstrong
 - ↳ B&S
 - ↳ Borgani
 - ↳ Buescher
 - ↳ Boosey & Hawkes
 - ↳ Buffet Crampon
 - ↳ Cannonball
 - ↳ Conn
 - ↳ E. M. Winston
 - ↳ GRASSI
 - ↳ J. Michael
 - ↳ Jupiter
 - ↳ Keilwerth
 - ↳ King
 - ↳ L. A. Sax
 - ↳ Luxor
 - ↳ Martin
 - ↳ Maxtone
 - ↳ Mercury
 - ↳ Nikkan
 - ↳ P. Mauriat
 - ↳ Rampone & Cazzani
 - ↳ Roy Benson
 - ↳ Selmer Paris
 - ↳ Selmer USA
 - ↳ SML
 - ↳ Theo Wanne
 - ↳ Trevor J. James
 - ↳ Vito
 - ↳ Weltklang
 - ↳ Yamaha
 - ↳ Yanagisawa
 - ↳ Советские саксофоны
 - ↳ Довоенные немецкие и чешские саксофоны
 - ↳ Довоенные французские саксофоны
 - ↳ Китайские саксофоны
 - ↳ Другие марки саксофонов
 - ↳ Мундштуки и лигатуры
 - ↳ Мундштуки (сопрано)
 - ↳ Мундштуки (альт)
 - ↳ Мундштуки (тенор)
 - ↳ Мундштуки (баритон)
 - ↳ Разные мундштуки...
 - ↳ Мундштуки - Общие вопросы
 - ↳ Мундштуки - рефейсинг (доработка), ремонт и изготовление
 - ↳ Лигатуры
 - ↳ Лигатуры - ремонт, модификация и изготовление
 - ↳ Сравнения и тесты саксофонов, мундштуков
 - ↳ Трости
 - ↳ Доводка тростей
 - ↳ Самостоятельное изготовление тростей
 - ↳ Эски
 - ↳ Аксессуары
 - ↳ Здоровье музыканта
 - ↳ Физика саксофона (и других духовых)
 - Музыкальные вопросы
 - ↳ Музыкальное образование
 - ↳ Техника игры, или "Как играть на саксофоне правильно и красиво?"
 - ↳ Учебные материалы
 - ↳ Учебные заведения
 - ↳ Мастер-классы
 - ↳ Даю уроки...
 - ↳ Ищу преподавателя...
 - ↳ Музыкальная теория и практика
 - ↳ Композиция
 - ↳ Аранжировка
 - ↳ Импровизация
 - ↳ Музыка
 - ↳ Записи участников
 - ↳ Записи начинающих музыкантов
 - ↳ Концерты
 - ↳ Музыкальный софт и звукозапись
 - ↳ Ноты, минусы, плюсы
 - Уход, обслуживание, ремонт и модификация
 - ↳ Общие вопросы по ремонту
 - ↳ Уход за саксофоном
 - ↳ Ремонт по металлу
 - ↳ Механика - ремонт, регулировка, модификация
 - ↳ Подушки - замена, регулировка, изготовление и пр.
 - ↳ Эски - ремонт, замена пробки...
 - ↳ Покрытие сакса - лак, серебро и др.
 - ↳ Где бы отремонтировать ... ?
 - ↳ Самоделки
 - ↳ Мастера (по странам, регионам)
 - ↳ Мастера. Россия: Москва и область
 - ↳ Мастера. Россия: Санкт-Петербург и область
 - ↳ Мастера. Россия: Воронеж
 - ↳ Мастера. Россия: Иваново
 - ↳ Мастера. Россия: Красноярский край
 - ↳ Мастера. Россия: Татарстан
 - ↳ Мастера. Россия: Башкортостан
 - ↳ Мастера. Россия: Орловская область
 - ↳ Мастера. Россия: остальные регионы
 - ↳ Мастера. Украина
 - ↳ Заявки на создание разделов от мастеров
 - ↳ Прочие мастера, предлагающие услуги по ремонту
 - Другие духовые инструменты
 - ↳ Кларнет
 - ↳ Труба
 - ↳ Флейта
 - ↳ Другие
 - ↳ Электронные духовые инструменты
 - Торговые ряды
 - ↳ Какой саксофон (мундштук и т.п.) выбрать?
 - ↳ Куплю...
 - ↳ Продам...
 - ↳ Продам саксофон (сопрано)
 - ↳ Продам саксофон (альт)
 - ↳ Продам саксофон (тенор)
 - ↳ Продам саксофон (баритон)
 - ↳ Продам разные саксофоны
 - ↳ Продам кларнет
 - ↳ Продам мундштук (сопрано)
 - ↳ Продам мундштук (альт)
 - ↳ Продам мундштук (тенор)
 - ↳ Продам мундштук (баритон)
 - ↳ Продам разные мундштуки
 - ↳ Продам трости для саксофона
 - ↳ Продам аксессуары для саксофона
 - ↳ Продам разное электронное оборудование
 - ↳ Продам другие музыкальные инструменты
 - ↳ Продам ноты, минусовки и т.д.
 - ↳ Продам другое
 - ↳ Аренда
 - ↳ Работа
 - ↳ Услуги
 - ↳ Обмен
 - ↳ Отдам даром / приму в дар
 - ↳ Украденные и пропавшие инструменты
 - ↳ Магазины
 - ↳ Зарубежные интернет-магазины, -аукционы
 - ↳ Россия
 - ↳ Украина
 - ↳ Европа
 - ↳ США
 - ↳ Азия
 - ↳ Остальной мир
 - Обо всем
 - ↳ Вопросы и пожелания
 - ↳ Техническая информация, инструкции, пояснения
 - ↳ Беседка
 - ↳ Благодарности участникам форума
 

