Как подобрать пасть альтового мундштука, в соответствии с пастью тенорового?

Аватара пользователя
JJRain
Участник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 24 ноя 2020 12:27
Инструменты: Yanagisawa T-50 tenor
Julius Keilwerth EX90 Series II alto
Roland Aerophone Go
Отдал: 14 спасибо
Получил: 14 спасибо

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, пасть на альтовых и теноровых мундштуках по ощущениям совпадает? То есть, если на теноре у мундштука 2.67 мм пасть, то для альта какую брать? Смотрю, что на многих альтовых мундштуках отсутствует (по крайней мере в продаже) номера со звездочками. Но даже альтовая 8 значительно меньше чем теноровая 7*. Как подобрать пасть, что бы не было ощущения, что не хватает пасти для выдоха?
Аватара пользователя
JJRain
Участник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 24 ноя 2020 12:27
Инструменты: Yanagisawa T-50 tenor
Julius Keilwerth EX90 Series II alto
Roland Aerophone Go
Отдал: 14 спасибо
Получил: 14 спасибо

В принципе, нагуглил. Может кому пригодится: рекомендуют добавлять к альтовому 0.015 - 0.03 дюйма для получения примерно такого же результата при учете примерно одинаковой кривизны пасти (FACING CURVES). Примерно то же самое можно можно увидеть по таблицам с сайта jodyjazz.com
Вложения
Screenshot 2022-08-15 171744.jpg
Screenshot 2022-08-15 171757.jpg
Аватара пользователя
Vos
Ремонтных дел мастер
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 20 авг 2020 01:56
Отдал: 13 спасибо
Получил: 71 спасибо

Это дело сугубо индивидуальное... Кому то идет на альту номер7 (по маеру), на теноре та же 7-ка (по линку) и разница получается в открытости в полмиллиметра. А кому то удобна именно близкая открытость мундштуков альта и тенора, например на альту 7 (2.03мм), на теноре 6 (2.29мм). На это влияет и прикус, постановка, воздушный поток. В общем это дело обычно подбирается и четкой границы нет.
Группа ВК по мундштукам:
https://m.vk.com/smvos
Аватара пользователя
D.J.Koks
Легенда форума
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 20 авг 2020 19:38
Откуда: Россiйская iмперiя, Московская губернiя, Марьинскiй уездъ, хуторъ Братiславскiй.
Инструменты: Alto; Yamaha YAS-855 Custom, YAS-875EX Custom, tenor-Yamaha YTS-61(Prototype), keyboard's
Отдал: 146 спасибо
Получил: 179 спасибо

На альту играю на 0.080", до 0.085, всё удобно,
на теноре удобно около 0.110" в принципе от 0.108, до 0.115 тоже удобно.
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 599
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 262 спасибо

Проще всего подобрать "опытным путём", но, если совсем уж просто - попробовать на альте тот же номер, что и на теноре ("стандартный": альтовый по Майеру, теноровый по Линку. Т.е., если на теноре ты играешь на мунде с открытостью 7 по Линку, то на альте есть смысл первым делом попробовать мунд с открытостью 7 по Майеру, Таблицы соответствия номеров мундов разных марок есть). Не факт,что подойдёт (всё-таки ощущения на альте отличаютс от "теноровых"), но, я бы начал именно с этого...
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Игорь Михайлов писал(а): 16 авг 2022 04:52 ... попробовать на альте тот же номер, что и на теноре...
Полностью разделяю такой подход - это один из двух основных вариантов при совмещении тенора и альта.
Но настаиваю на уточнении :roll: :
... если на теноре ты играешь на мунде с открытостью 7 по Линку, то на альте есть смысл первым делом попробовать мунд с открытостью 7
по Отто Линку.
Системы нумерации разных производителей могут отличаться (Майер и Линк серьёзно отличаются), а "тот же номер" надо брать по аналогичной сетке. У Отто Линка разница пастей теноровых и альтовых одинакового номера 15 тысячных дюйма. У Сельмера скорее 10 тысячных. Для Берг Ларсена тоже можно считать 10. Так что при необходимости прикиньте.
... хотя лично я, играя на теноре на Линке STM 7-7*, на альте предпочёл бы STM 6*. Если ненадолго...
Но вообще, если обсуждать совмещение тенора и альта (тенорист играет на альте, не наоборот), я бы начал с внешней конфигурации (клюва) мундштука. Имхо это зачастую важнее, чем тщательный подбор только по номеру.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Аватара пользователя
Vos
Ремонтных дел мастер
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 20 авг 2020 01:56
Отдал: 13 спасибо
Получил: 71 спасибо

Еще хотел бы добавить. Такая схема сейчас можно сказать условная, даже относительно классики, т.е. Линка и Маера (без учета качества самих мундов). Если раньше фейс у маера был стандартной длины, то сейчас они в большинстве короче, чем раньше, ближе к классической , а у линка так и осталось (хотя тоже встречается покороче, хотя и реже). А если брать остальные мундштуки, то у них нет четкой стандартизации и один теноровый 100 (7ка) с длинным фейсом, будет не так сочетаться с альтовым 80(7ка) с коротким. Тут больше подойдет теноровый со стандартным и альтовый со средним, если придерживаться одного номера, на разных инструментах, т.е. по старой классической расчетной схеме. Когда у тенора скажем стандарт 26.5-27мм, а у альта около 25мм (полной расчетной длины). Сейчас же все сильно рандомно в этом плане и производители этого не указывают практически, поэтому в основном все сводиться к пробам...
Ну и немаловажен стиль игры, ну там для себя дома, в кабаке или оркестре. Лично я пришел к примерной одинаковой открытости на обоих, с минусами, конечно по динамике там и некоторым другим моментам, но удобней "прыгать" туда сюда. Надеюсь никого не запутал)
Группа ВК по мундштукам:
https://m.vk.com/smvos
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 599
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 262 спасибо

firetiger писал(а): 16 авг 2022 13:22
Игорь Михайлов писал(а): 16 авг 2022 04:52 ... попробовать на альте тот же номер, что и на теноре...
Полностью разделяю такой подход - это один из двух основных вариантов при совмещении тенора и альта.
Но настаиваю на уточнении :roll: :
... если на теноре ты играешь на мунде с открытостью 7 по Линку, то на альте есть смысл первым делом попробовать мунд с открытостью 7
по Отто Линку.
Системы нумерации разных производителей могут отличаться (Майер и Линк серьёзно отличаются), а "тот же номер" надо брать по аналогичной сетке. У Отто Линка разница пастей теноровых и альтовых одинакового номера 15 тысячных дюйма. У Сельмера скорее 10 тысячных. Для Берг Ларсена тоже можно считать 10. Так что при необходимости прикиньте.
... хотя лично я, играя на теноре на Линке STM 7-7*, на альте предпочёл бы STM 6*. Если ненадолго...
Но вообще, если обсуждать совмещение тенора и альта (тенорист играет на альте, не наоборот), я бы начал с внешней конфигурации (клюва) мундштука. Имхо это зачастую важнее, чем тщательный подбор только по номеру.
Андрей, так, я же и написал, что с учётом "таблицы соответствия". То, что Майер и Линк серьёзно отличаются - я в курсе (к примеру, альтовый Линк СТМ 7 почти соответствует Майеру 8М - разница в 0,02 мм: у Линка 2,16 мм, у Майера - 2,18 мм). Т.е., алгоритм выглядит примерно так: играешь ты на теноре, к примеру, на Линке СТМ 7 - смотришь по таблице соответствия открытость АЛЬТОВОГО Линка и подбираешь, к примеру, Майер с той же открытостью (в данном случае - это будет 8М, хотя, как по мне, Майер 8М - для "среднего" альтиста будет великоват). А вообще, лучший способ бподбора - это ПРОБОВАТЬ. Альт и тенор - РАЗНЫЕ инструменты, с разным подходом к звуку (да и "задачи", ИМХО, отличаются).
P.S. Я "махровый" альтист и на теноре практически не играю (даже своего инструмента нет), хотя, в моей практике был период, когда примерно с полгода пришлось в оркестре играть на теноре (на халтурах и в кабаках - играл на альте). Так вот: на альте у меня тогда был Claude Lackey 4*4 (0.080"), а на теноре - Линк СТМ 5 (или 5* - не помню, лет 20 уже прошло). И в принципе всё сочеталось неплохо (хотя, на теноре я бы хотел "пасть" побольше - 7 или даже 8). Но, тут случай "обратный" (альтист совмещает тенор, а не наоборот). Так что есть "нюансы". Да: ещё нужно трости подбирать так, чтобы они соответствовали мунду. Короче, если всё "серьёзно" - то вариант один: ПРОБОВАТЬ, ПРОБОВАТЬ и ПРОБОВАТЬ. Только так...
Varenik
Почётный участник
Сообщения: 115
Зарегистрирован: 21 авг 2020 11:23
Отдал: 43 спасибо
Получил: 69 спасибо

Пробовать, других вариантов нет))) Как Игорь Михайлов являюсь махровым альтистом, хотя пол года с тенором начинают вносить некие сомнения, но всё же альт ближе...в общем альтист прыгающий на тенор)) Как D.J.Koks пришел к той же схеме, правда номера тростей разные, но после проб и ошибок пришёл именно к этой схеме. У меня на альте мундштук 0,085 и трость 2,5, на теноре 0,110 и трость 3,25, лично для меня оптимальная связка.
Аватара пользователя
Vos
Ремонтных дел мастер
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 20 авг 2020 01:56
Отдал: 13 спасибо
Получил: 71 спасибо

Мне все таки кажеться (если углубиться в дебри), то если человек играет на теноре постоянно например на 2.54мм, то изредка поигрывать на альте ему подойдёт 8ка (2.18) , но с длинным фейсом. Чтобы восприятие было схоже. И наоборот.
Хотя все же принципы чуть разные у инструментов и те нюансы, что "выбиваешь" на теноре, на альту при таком подборе могут не работать, если совмешать постоянно. Тут да, желательно пробовать одинаковые номера и подбирать трости, смотреть по продуву, остаточному воздуху. И еще конечно зависит от конфигурации самого мундштука, мост, камера и тд. Конда конфиг одинаковый, то попроще, но не всегда одинаковый коныиг совпадает с желаемым звукои на обоих.
Группа ВК по мундштукам:
https://m.vk.com/smvos
Ответить

Вернуться в «Мундштуки - Общие вопросы»