Мензура саксофона - это что?

Сравниваем саксофоны, мундштуки. Выкладываем тесты, комментируем, делимся своими мнениями.
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 134 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Olgert писал(а): 09 мар 2022 19:03
Yufaz писал(а): 09 мар 2022 01:14
Olgert писал(а): 08 мар 2022 15:40 Лично я часто упирался в то, что купленный мундштук не подходил на эску по посадке, или сильно "уводил" строй.
Разные мундштуки имеют разное по диаметру посадочное отверстие, бывает так что один мунд нормально сидит на пробковой муфте, а другой проскакивает, не подходит по диаметру.. Просто подмотайте для такого мунда бумаги на пробку, а если захотите на него перейти и играть постоянно, придется поменять пробковую муфту..
А то, что новый мунд уводит строй, так это наверное просто из-за того что вы к нему не привыкли.. Ну естественно, вы же подстраиваете мунд его задвиганием/выдвиганием? Извините за вопрос, но бывает что задают и такие вопросы, так, на всякий случай написал..
У меня случай обратного порядка. Подходят мундштуки ч отверстием не менее 17 мм.В то время, как основная масса имеет посадку 16 +- 0.3. Пробка уточена дальше некуда. Снимать совсем и подматывать фумленту я не хочу,так-как есть один рабочий мунд, который садится нормально. Но он подпорчен неумелыми руками грубым напильником. И, хотя я выровнял рельсы и стол, и он играет вполне себе сносно, но...
А вопрос был абсолютно конкретным. Инструменты расчитываются по длине резонирующего ствола к его конусности (отношению наибольшего диаметра к наименьшему. Эта хрень и имеется ввиду, как я понял, под определение "мензуры". (Там ещё толщина металла играет свою особую роль). Ну так вот, исходя из того, что мундштуки отличаются не только внутренними геометрическими параметрами, но и внешними (общей длиной, и наружным диаметром, углами схода и длиной клюва, а также внутренним посадочным отверстием), - возник вопрос о возможной классификации по типу. Вопрос, естественно, к специалистам.Кстати, - то же самое относится и к посадочному слоту эски.
Я слышал про классификацию мундов, альт, тенор и т.д, по характеру звука, мостовой, немостовой, и даже керамический и титановый и т.д и т.д.. .. Вот у меня два совершенно разных мунда Отто Линк и Франсуа Луи - оба строят отлично, хотя совершенно разные и по материалу и по строению, у Отто посадочное отверстие больше, приходится подматывать бумагу.. По крайней мере форма и размер камеры мунда очень малы в сравнении с обьемом тела инструмента, что видимо подобная классификация мундов не в ходу у профессионалов.. Ну, может у особо замороченных, всяко может быть, странных людей вообще много на этом свете :D
.. Обычно классификация такова - нравится тебе мунд или не нравится, это все))

пс.. я вообще не точу мунды, просто отдаю мастеру на рефейс.. Когда нибуть может буду, когда инструменты у меня для этого появятся..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

С точки зрения акустики мензура - это отношение длины канала к его диаметру (в случае с коническим каналом саксофона берётся средний диаметр). Чем мензура уже - тем легче извлекаются верхние обертоны (и наоборот). Это если совсем по простому (а вообще - Кузнецов вам в помощь). Теперь по мундштукам: вообще, я считаю, что "скакать" с мундштука на мундштук - это не "комильфо" (хотя бы из-за возможных проблем со строем - прииграться к новому мундштуку необходимо время, и иногда не маленькое). С другой стороны, найти СВОЙ мундштук - это проблема (особенно если с концепцией не определился ещё). Я свой мундштук (Dukoff D5, рефейснутый до 8-ки) нашёл только после 30 лет игры на саксе и перебрав как минимум с десяток самых разных мундштуков. Последние два года играю только на нём (и на одной и той же пластиковой трости). Проблема в одном: играть могу только на нём - а он у меня один (а дудки - две: одна на работе, другая дома, я на ней на халтуры хожу. Поэтому приходится таскать его на работу и обратно (ладно хоть просто в карман сунул - и вперёд, это не дудку таскать, я на работу пешком хожу).
P.S. Улыбнул вопрос про "какой мундштук подходит к 62-й Ямахе". Напомнило шутку про "чернила для 5-го класса" и "глобус Украины"...
Olgert
Участник
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 06 сен 2020 11:13
Отдал: 84 спасибо
Получил: 17 спасибо

Игорь Михайлов писал(а): 11 мар 2022 15:06 С точки зрения акустики мензура - это отношение длины канала к его диаметру (в случае с коническим каналом саксофона берётся средний диаметр).
Если брать средний диаметр, то он может быть у всех одинаковым даже при разной длине. Главное, чтобы внутренний объём соответствовал "Си бемоль". А вот конусность при этом может быть разной. Делают же саксы с широкими раструбами, только эска у них тогда должна быть уже (тоньше). По поводу тридцати мундштуков... Вспомнил ответ Дэйва Косса, который почти всю жизнь играет на 62-й посеребрённой ямахе , когда у него спросили, - почему он не поменяет на более крутой инструмент, сказал: Главное чтобы инструмент был удобным, а звук можно "сделать". При этом имелось ввиду и подбор мундштука, и подгонка его под конкретного исполнителя. Так что, тридцать мундштуков - это правильно. Были бы у меня такие возможности, я бы тоже не стеснялся ни в том, ни в другом. Строй, если есть слух, даже на удобном для звукоизвлечения мундштуке, доставляет больше проблем, чем когда наоборот. Приходится держать амбушюр в постоянном напряжении для выравнивания, - с ума можно сойти. Или, бывает что тембр не вкатывает.., хотя со всем остальным можно примириться. А когда всё это вместе взятое, то начнёшь искать и чернила и глобус. И бросил бы всё нахрен, да не могу.
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 134 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Olgert писал(а): 11 мар 2022 20:17 Вспомнил ответ Дэйва Косса, который почти всю жизнь играет на 62-й посеребрённой ямахе , когда у него спросили, - почему он не поменяет на более крутой инструмент, сказал: Главное чтобы инструмент был удобным, а звук можно "сделать".

но позвольте, что 62 Ямаха дудка так себе? - я бы так не сказал... - это очень классная дудка..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Olgert
Участник
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 06 сен 2020 11:13
Отдал: 84 спасибо
Получил: 17 спасибо

Yufaz писал(а): 11 мар 2022 21:31
Olgert писал(а): 11 мар 2022 20:17 Вспомнил ответ Дэйва Косса, который почти всю жизнь играет на 62-й посеребрённой ямахе , когда у него спросили, - почему он не поменяет на более крутой инструмент, сказал: Главное чтобы инструмент был удобным, а звук можно "сделать".

но позвольте, что 62 Ямаха дудка так себе? - я бы так не сказал... - это очень классная дудка..
Да, наверное, судя по цене. Но, крутые музыканты играют на сельмерах обычно. Ну да в данном конкретном случае дело не в 62-й Ямахе! Уж к ней я бы мундштук нашёл быстро! - Известная модель! Но об этом мне даже мечтать не получается. У меня дудка без заводского клейма, с логотипом P&C мы уже её обсуждали здесь.
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

Yufaz писал(а): 11 мар 2022 21:31
Olgert писал(а): 11 мар 2022 20:17 Вспомнил ответ Дэйва Косса, который почти всю жизнь играет на 62-й посеребрённой ямахе , когда у него спросили, - почему он не поменяет на более крутой инструмент, сказал: Главное чтобы инструмент был удобным, а звук можно "сделать".

но позвольте, что 62 Ямаха дудка так себе? - я бы так не сказал... - это очень классная дудка...
У Коза посеребренная 62-я (да ещё и из старых - кажись, 2-я серия) - а это немного другая тема (по звуку она заметно отличается от лакированной). Для "попсы", которую он в основном и играет - вариант, пожалуй, поинтереснее Селмера будет...
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

Olgert писал(а): 11 мар 2022 22:39
Yufaz писал(а): 11 мар 2022 21:31
Olgert писал(а): 11 мар 2022 20:17 Вспомнил ответ Дэйва Косса, который почти всю жизнь играет на 62-й посеребрённой ямахе , когда у него спросили, - почему он не поменяет на более крутой инструмент, сказал: Главное чтобы инструмент был удобным, а звук можно "сделать".

но позвольте, что 62 Ямаха дудка так себе? - я бы так не сказал... - это очень классная дудка..
Да, наверное, судя по цене. Но, крутые музыканты играют на сельмерах обычно. Ну да в данном конкретном случае дело не в 62-й Ямахе! Уж к ней я бы мундштук нашёл быстро! - Известная модель! Но об этом мне даже мечтать не получается. У меня дудка без заводского клейма, с логотипом P&C мы уже её обсуждали здесь.
Да на чём угодно играют, зависит больше от стиля. Очень многие "крутые" (как ты их называешь) музыканты вибирают старый американский винтаж (особенно тенористы) - это настоящий "тот" звук (аутентичный). Особенно если ещё и мунд "с раньшего времени"...
Olgert
Участник
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 06 сен 2020 11:13
Отдал: 84 спасибо
Получил: 17 спасибо

[/quote]Да на чём угодно играют, зависит больше от стиля. Очень многие "крутые" (как ты их называешь) музыканты вибирают старый американский винтаж (особенно тенористы) - это настоящий "тот" звук (аутентичный). Особенно если ещё и мунд "с раньшего времени"...
[/quote]

Мне тоже больше нравится "тот" звук. Над этим и работаю. А, поскольку "эксперименты" сводятся к поиску мундштука "раньшего времени", и возникают вопросы о классификации по мензуре.
Кстати, по поводу тембра..Разрешите вопрос, как к специалисту.. Может быть ещё кому-то будет интересно..
Когда от бедности ищешь недорогой инструмент, зачастую приходится пробовать недокрывающие, или откровенно некроющие саксофоны. И, что удивительно, эти дефекты на тембр оказывали сугубо положительное влияние. Мнение, конечно, лично моё, но уже не первый раз наблюдаю такую картину. До ремонта тембр (там, где удаётся что-то выжать) просто до глубины сознания достаёт!.. После ремонта и доводки по строю, тембр меняется на голый и плоский. Пропадают матовые оттенки, звук становится больше "железным", как у ведра, хотя и "продув" замечательный и строй не напрягает уши. Не в этом - ли причина "винтажного" - "того" звука, что, тогда не было лазерных станков с компъютерным моделированием? И что неизбежные погрешности в одну-две десяточки и давали те обертончики , которыми и прославился саксофон?
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 134 спасибо
Получил: 212 спасибо
Контактная информация:

Olgert писал(а): 12 мар 2022 18:57 uote]

Мне тоже больше нравится "тот" звук. Над этим и работаю. А, поскольку "эксперименты" сводятся к поиску мундштука "раньшего времени", и возникают вопросы о классификации по мензуре.
Кстати, по поводу тембра..Разрешите вопрос, как к специалисту.. Может быть ещё кому-то будет интересно..
Когда от бедности ищешь недорогой инструмент, зачастую приходится пробовать недокрывающие, или откровенно некроющие саксофоны. И, что удивительно, эти дефекты на тембр оказывали сугубо положительное влияние. Мнение, конечно, лично моё, но уже не первый раз наблюдаю такую картину. До ремонта тембр (там, где удаётся что-то выжать) просто до глубины сознания достаёт!.. После ремонта и доводки по строю, тембр меняется на голый и плоский. Пропадают матовые оттенки, звук становится больше "железным", как у ведра, хотя и "продув" замечательный и строй не напрягает уши. Не в этом - ли причина "винтажного" - "того" звука, что, тогда не было лазерных станков с компъютерным моделированием? И что неизбежные погрешности в одну-две десяточки и давали те обертончики , которыми и прославился саксофон?
:( ничегосибе, я впервые такое слышу!!! :D .. Конечно дудка после ремонта звучит гораздо лучше - до ремонта незвучит, а после ремонта звучит, тембрит, легче на продув, не гремит механика, и во всех отношениях лучше.. Конечно смотря как отремонтировано, читайте отзывы на мастеров в процессе поиска исполнителя вашего ремонта..
Кстати говоря, среди недорогих инструментов есть множество хорошо звучащих, те же демократы, просто найдя такой инструмент нужно его отремонтировать, то что вы видете на рынке - это 90" случаев неотремонтированные дудки лежавшие у кого-то в чулане и конечно они не будут звучать в таком состоянии.. Ну вот например Weltklang, он замечательно звучит если его отремонтировать -





Те-же тенора B&S, Амаti Superclassic - это довольно хорошо звучащие дудки, конечно после ремонта.

Вот сравнение Selmer SA80II с дудкой B&S


Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 609
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 266 спасибо

Olgert писал(а): 12 мар 2022 18:57
Да на чём угодно играют, зависит больше от стиля. Очень многие "крутые" (как ты их называешь) музыканты вибирают старый американский винтаж (особенно тенористы) - это настоящий "тот" звук (аутентичный). Особенно если ещё и мунд "с раньшего времени"...
[/quote]

Мне тоже больше нравится "тот" звук. Над этим и работаю. А, поскольку "эксперименты" сводятся к поиску мундштука "раньшего времени", и возникают вопросы о классификации по мензуре.
Кстати, по поводу тембра..Разрешите вопрос, как к специалисту.. Может быть ещё кому-то будет интересно..
Когда от бедности ищешь недорогой инструмент, зачастую приходится пробовать недокрывающие, или откровенно некроющие саксофоны. И, что удивительно, эти дефекты на тембр оказывали сугубо положительное влияние. Мнение, конечно, лично моё, но уже не первый раз наблюдаю такую картину. До ремонта тембр (там, где удаётся что-то выжать) просто до глубины сознания достаёт!.. После ремонта и доводки по строю, тембр меняется на голый и плоский. Пропадают матовые оттенки, звук становится больше "железным", как у ведра, хотя и "продув" замечательный и строй не напрягает уши. Не в этом - ли причина "винтажного" - "того" звука, что, тогда не было лазерных станков с компъютерным моделированием? И что неизбежные погрешности в одну-две десяточки и давали те обертончики , которыми и прославился саксофон?
[/quote]
Ни разу с таким не сталкивался, если честно (после ремонта дудка обычно ЗВУЧИТ как надо). Хотя, предположение по этому факту (в том, что это факт - я Вам верю) всё же имеется. Возможно, дело в следующем: не кроющая дудка тоже может вполне себе звучать, но на то, чтобы извлечь из неё звук требуется гораздо больше усилий. Если долго играть на не кроющем инструменте - со временем это может перерасти в привычку (избавиться от которой крайне трудно - сужу по собственному опыту), а после ремонта Вы точно так же (с той же подачей) играть и на кроющем инструменте (хотя он требует уже гораздо меньше усилий). Весь кайф кроющей дудки в том и состоит, что на нём ЛЕГКО ИГРАТЬ (плюс возможность управлять громкостью и тембром: не кроющая дудка как правило позволяет играть только на mezzoforte или forte, а вот piano и, тем более pianissimo на таком инструменте требуют больших усилий, если вообще получаются). Т.е., Ваша задача в подобном случае - просто научиться управлять подачей, только и всего...
Ответить

Вернуться в «Сравнения и тесты саксофонов, мундштуков»