Акустика саксофона от kosten

О физических основах игры на саксофоне и других духовых инструментах.
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 600
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 263 спасибо

Саша, привет! Рад видеть в добром здравии. По поводу того, что я написал: когда я писал этот свой пост - того поста Максимчика просто НЕ БЫЛО (он был восстановлен только на следующий день, я просто не понял. что это цитата. ну, т.е., подозревал, конечно. Как и "авторство". Ну, ты понял)) - отсюда и вопрос был.
P.S. Что касается полного блокирования тростью воздушного потока - так, это так и есть (то же самое происходит на ЛЮБОМ духовом инструменте (не хочу снова упоминать Кузнецова - надеюсь, ты его прочёл). Не собираюсь "снова да ладом" объяснять прописные истины (просто времени жаль)...
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 658
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 134 спасибо
Получил: 209 спасибо
Контактная информация:

Игорь Михайлов писал(а): 27 сен 2021 16:04 Саша, привет! Рад видеть в добром здравии. По поводу того, что я написал: когда я писал этот свой пост - того поста Максимчика просто НЕ БЫЛО (он был восстановлен только на следующий день, я просто не понял. что это цитата. ну, т.е., подозревал, конечно. Как и "авторство". Ну, ты понял)) - отсюда и вопрос был.
P.S. Что касается полного блокирования тростью воздушного потока - так, это так и есть (то же самое происходит на ЛЮБОМ духовом инструменте (не хочу снова упоминать Кузнецова - надеюсь, ты его прочёл). Не собираюсь "снова да ладом" объяснять прописные истины (просто времени жаль)...
Игорь, вы и раньше говорили о Кузнецове, а я так и не прочитал. Может дадите ссылку где скачать, хочется сверить мысли в голове с правильным проверенным курсом).
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Аватара пользователя
D.J.Koks
Легенда форума
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 20 авг 2020 19:38
Откуда: Россiйская iмперiя, Московская губернiя, Марьинскiй уездъ, хуторъ Братiславскiй.
Инструменты: Alto; Yamaha YAS-855 Custom, YAS-875EX Custom, tenor-Yamaha YTS-61(Prototype), keyboard's
Отдал: 146 спасибо
Получил: 179 спасибо

Походу действительно, максимчик (Сергей Картинин) воистину воскрес....
И наверное так и пилит мундштуки под трости. Сколько интересно мундштуков, он уже попортил?
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 600
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 263 спасибо

Yufaz писал(а): 27 сен 2021 16:40
Игорь Михайлов писал(а): 27 сен 2021 16:04 Саша, привет! Рад видеть в добром здравии. По поводу того, что я написал: когда я писал этот свой пост - того поста Максимчика просто НЕ БЫЛО (он был восстановлен только на следующий день, я просто не понял. что это цитата. ну, т.е., подозревал, конечно. Как и "авторство". Ну, ты понял)) - отсюда и вопрос был.
P.S. Что касается полного блокирования тростью воздушного потока - так, это так и есть (то же самое происходит на ЛЮБОМ духовом инструменте (не хочу снова упоминать Кузнецова - надеюсь, ты его прочёл). Не собираюсь "снова да ладом" объяснять прописные истины (просто времени жаль)...
Игорь, вы и раньше говорили о Кузнецове, а я так и не прочитал. Может дадите ссылку где скачать, хочется сверить мысли в голове с правильным проверенным курсом).
https://soundmain.ru/resources/kuznecov ... chnik.221/
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 600
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 263 спасибо

D.J.Koks писал(а): 27 сен 2021 17:56 Походу действительно, максимчик (Сергей Картинин) воистину воскрес....
И наверное так и пилит мундштуки под трости. Сколько интересно мундштуков, он уже попортил?
Явно больше, чем тростей...
P.S. Следующим логическим шагом будет, видимо, "перетачивание" саксофона под мундштук... Или не решится? Как думаешь, Витя?
Аватара пользователя
D.J.Koks
Легенда форума
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 20 авг 2020 19:38
Откуда: Россiйская iмперiя, Московская губернiя, Марьинскiй уездъ, хуторъ Братiславскiй.
Инструменты: Alto; Yamaha YAS-855 Custom, YAS-875EX Custom, tenor-Yamaha YTS-61(Prototype), keyboard's
Отдал: 146 спасибо
Получил: 179 спасибо

Игорёк, лучше мозги переточить... В правильном направлении... да и дешевле будет...
Аватара пользователя
Alex (SL)
Старожил
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20 ноя 2020 10:39
Отдал: 14 спасибо
Получил: 6 спасибо

Игорь Михайлов писал(а): 27 сен 2021 16:04 Что касается полного блокирования тростью воздушного потока - так, это так и есть (то же самое происходит на ЛЮБОМ духовом инструменте (не хочу снова упоминать Кузнецова - надеюсь, ты его прочёл)
Игорь! На пропавшем сайте один форумчанин выкладывал видео. На нём он демонстрировал насколько хорошо трость прилегает к рельсам мундштука. Прижал трость и откачал часть воздуха из мундштука. Отпустил трость и она держалась как приклеенная. За счёт разницы давления воздуха, естественно. Если бы такое, пусть и кратковременное полное прилегание возникало при игре, то трость, при достаточно мощной подаче, просто бы залипала как ниппель, блокируя поток воздуха.
Что касается Леонида Алексеевича, то в своей монографии он сам себе противоречит. В одном месте он пишет.. "в результате прерывания вдуваемой струи".. В другом - "приходит в колебательное движение , открывая и прикрывая отверстие"... Прикрыть - это неплотно закрыть. Уже теплее. А далее уже про двойные трости - "под действием вдуваемой струи изменяется щель между тростями". Изменяется, но не исчезает. А звук есть. Без полного блокирования. Когда Кузнецов описал, как звучит баян, то он выразился более однозначно. Тоже без перекрывания. Нечто подобное возникает и в саксофоне. Только расположение элементов иное, поток направляется вдоль "язычка", имеющего неравномерную толщину, сквозь предназначенную для этого щель. Как- то так... :roll:
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 600
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 263 спасибо

Alex (SL) писал(а): 28 сен 2021 11:18
Игорь Михайлов писал(а): 27 сен 2021 16:04 Что касается полного блокирования тростью воздушного потока - так, это так и есть (то же самое происходит на ЛЮБОМ духовом инструменте (не хочу снова упоминать Кузнецова - надеюсь, ты его прочёл)
Игорь! На пропавшем сайте один форумчанин выкладывал видео. На нём он демонстрировал насколько хорошо трость прилегает к рельсам мундштука. Прижал трость и откачал часть воздуха из мундштука. Отпустил трость и она держалась как приклеенная. За счёт разницы давления воздуха, естественно. Если бы такое, пусть и кратковременное полное прилегание возникало при игре, то трость, при достаточно мощной подаче, просто бы залипала как ниппель, блокируя поток воздуха.
Что касается Леонида Алексеевича, то в своей монографии он сам себе противоречит. В одном месте он пишет.. "в результате прерывания вдуваемой струи".. В другом - "приходит в колебательное движение , открывая и прикрывая отверстие"... Прикрыть - это неплотно закрыть. Уже теплее. А далее уже про двойные трости - "под действием вдуваемой струи изменяется щель между тростями". Изменяется, но не исчезает. А звук есть. Без полного блокирования. Когда Кузнецов описал, как звучит баян, то он выразился более однозначно. Тоже без перекрывания. Нечто подобное возникает и в саксофоне. Только расположение элементов иное, поток направляется вдоль "язычка", имеющего неравномерную толщину, сквозь предназначенную для этого щель. Как- то так... :roll:
Саша, ты невнимательно прочитал (или просто не до конца понимаешь, что прочитал). Ты упускаешь из виду один момент: УПРУГОСТЬ трости (которая заставляет её возвращаться в "исходное" положение ПОСЛЕ ТОГО, КАК СРАВНИВАЕТСЯ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ (внутри ствола инструмента) ДАВЛЕНИЕ. Кузнецов очень подробно описывает этот процесс, кстати. Именно этот момент и приводит к колебательным движениям трости (а если упругость трости недостаточна для возврата в исходное положение при данном внешнем давлении - происходит т.н. "залипон". Наверное, и у тебя такое бывало. Т.е., чем легче трость - тем МЕНЬШЕЕ внешнее давление воздуха она способна выдержать без этого залипания. В этом и смысл). Аналогия с баяном в данном случае лишь в принципе "перекрывания воздушного потока" (в баяне язычок точно так же перекрывает щель в голосовой планке, давление сравнивается и язычок возвращается в исходное положение - т.е., возникает КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Разница с саксофоном в том, что в баяне язычки имеют ФИКСИРОВАННУЮ частоту колебаний, зависящую исключительно от "параметров" собственно язычка: длины, ширины, жесткости и т.д. Язычок является ЗВУЧАЩИМ ТЕЛОМ (а резонатор - лишь усиливает громкость, не более. Частота колебаний от его размеров не зависит никак). Другое дело - саксофон: там звучащим телом является ВОЗДУХ, заключенный в ствол инструмента, и частота колебаний зависит только от параметров канала - т.е., мензуры. Трость же в данном случае - только "прерыватель", т.е., ВОЗБУДИТЕЛЬ колебаний. Она колеблется в довольно широком диапазоне частот (разные участки трости колеблются с разными частотами), а столб воздуха "выбирает" из этого спектра ту частоту, на которой происходит РЕЗОНАНС. Это принцип действия ВСЕХ духовых инструментов, независимо от того, что именно является возбудителем колебаний: одинарная или двойная трость, амбушюр (губы музыканта, являющиеся по сути абсолютным аналогом двойной трости) или рассекание воздушной струю о кромку лабиума на флейте. Принцип абсолютно одинаков: РЕЗОНАНС!)...
Аватара пользователя
Alex (SL)
Старожил
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 20 ноя 2020 10:39
Отдал: 14 спасибо
Получил: 6 спасибо

Игорь Михайлов писал(а): 27 сен 2021 16:04 Трость же в данном случае - только "прерыватель", т.е., ВОЗБУДИТЕЛЬ колебаний. Она колеблется в довольно широком диапазоне частот (разные участки трости колеблются с разными частотами), а столб воздуха "выбирает" из этого спектра ту частоту, на которой происходит РЕЗОНАНС. Это принцип действия ВСЕХ духовых инструментов, независимо от того, что именно является возбудителем колебаний: одинарная или двойная трость, амбушюр (губы музыканта, являющиеся по сути абсолютным аналогом двойной трости) или рассекание воздушной струю о кромку лабиума на флейте. Принцип абсолютно одинаков: РЕЗОНАНС!)...
Игорь! Я со всем согласен. Единственное, что задевает, это слово "прерыватель". У меня оно ассоциируется с полным, пусть даже и кратковременным прерыванием, обнулением воздушного потока. А то, что столб является главным фактором, определяющим частоту собственных колебаний на основе частот, предоставляемых тростью и берущим от неё подпитывающую звучание энергию это главное в физике звука. Если помнишь, то на Саксфоруме я демонстрировал "трубосакс". Притянул трость к мундштуку скотчем. Примерно на границе начальной и средней трети рельсов. Надел на мундштук и герметизировал соединение трубку. Дул в неё. При этом губы не касались трости и давление скотча на него не менялось, а звучание точно соответствовало аппликатуре. Планировал сделать нагнетатель по принципу волынки. Тогда бы получилась довольно прикольная конструкция. Но обстоятельства отвлекли.
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 600
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 263 спасибо

Саша, так, там и есть ПОЛНОЕ кратковременное прерывание воздушного потока. Прочти ещё раз внимательно.
P.S. Касательно "трубосакса" - "всё уже украдено до нас". Точно такую же конструкцию имеет ПИЩИК (используется, к примеру, на русском народном инструменте под названием жалейка)... Кстати, манок на утку устроен точно так же...
Изображение
Ответить

Вернуться в «Физика саксофона (и других духовых)»