Данное эссе прошу считать не совсем научно обоснованным, так как я пользовался только открытыми источниками WWW (старался брать из официальных сайтов, но иногда грешил и непроверенными) и статистикой продаж на EBay и Yahoo.jp. На основе этих данных я сделал некоторые выводы, которые и хочу представить коллегам.
Итак, начнем по порядку с истоков.
Духовые инструменты Nikkan очень часто ассоциируют с брендом Yamaha, и это по большому гамбургскому счету соответствует действительности, однако корни нужно искать у другого японского производителя – Yanagisawa.
Более 100 лет назад, в 1902 году господин Сентаро Эгава, один из пионеров производства духовых инструментов в Японии, организовал собственную фирму Egawa Gakki Seisakusho. Несколько ранее, в 1894 году господин Токутаро Янагисава, основатель Yanagisawa Wind Instrument Company, начал ремонтировать импортные деревянные духовые инструменты для членов военного оркестра. В условиях военного времени ремонтная мастерская Токутаро вскоре превратилась в инструментальную фабрику - первую, которая начала производить деревянные духовые инструменты на японской земле.
В 1921 году Токутаро Янагисава (по всей вероятности совместно с Сентаро Эгава) основал фабрику Egawa Rappa для производства корнетов и сигнальных труб. Несколько позже, когда Токутаро Янагисава покинул фабрику в качестве ведущего специалиста, фабрика стала называться Nikkan (Nihon Kangakki Kabushikigaisha).
Примерно в это же время (1930-е годы) к управлению фабрикой подключилась компания Yamaha, которая старалась расширить сферу своих бизнес-интересов. Но только в 1955 году, через год после выпуска своего первого саксофона господин Таканобу Янагисава (сын основателя фирмы) решил сосредоточиться на собственном производстве и окончательно продал компании Yamaha все активы, связанные с Nikkan. Что случилось с господином Сентаро Эгава и о его роли в становлении фабрики Nikkan история скромно умалчивает.
Компания Yamaha занялась производством духовых инструментов в 1963 году. С этого момента началась работа по улучшению широкого спектра инструментов компании Nippon Band Instruments Co., Ltd. (Nikkan). А в 1966 году уже под брендом Yamaha был выпущен первый саксофон 61-й серии (вернее его прототип, на некоторых экземплярах стоял штамп YAS-1). Один такой альт был подарен компанией Yamaha Джону Колтрейну во время его японского турне.
В интернете ходили легенды, что к разработке первого саксофона Yamaha приложили руки специалисты небезызвестной тайваньской фирмы KHS (вспомним Jupiter и иже с ними), однако мне не удалось найти каких-либо внятных фактов в доказательство этого предположения. Однако не стоит отрицать того, что за основу при разработке YAS-61 была взята последняя модель Nikkan (увы, безымянная, просто на раструбе была гравировка Nikkan Japan – не путать с Nikkan Tokio!). И в начале 1967 года в продажу поступили две практически идентичные модели (альты и теноры): Yamaha 61 и несколько упрощенный Nikkan Imperiale. Судя по рекламному проспекту того времени YAS-61 стоил 87000 йен, а Imperiale – 67000 йен (теноры соответственно 98000 и 77000).
Основное отличие этих моделей состояло в различной оградке 4 нижних клапанов, дополнительных перламутровых накладках на верхний и трельный F# и дополнительной пружине на G#. Хотя как по мне это не стоило лишних 20000 йен.
С конца 1960-х и вплоть до конца 1970-х годов выпускались практически идентичные инструменты под марками Yamaha и Nikkan (мне встречались саксофоны 21, 22, 23, 31, 32, 61 и даже 62 модели обеих марок). Основное отличие состояло только в логотипе, нумерация моделей совпадала полностью. Серийные номера у Nikkan были свои, но к ним мы вернемся позднее.
На рубеже 1970-80-х годов руководство Yamaha сочло, что операционные расходы на содержание бренда Nikkan значительно превышают приносимую им прибыль, к тому же существующая линейка инструментов Yamaha покрывала рынок в полном объеме, от ученических до кастомных, и бренд Nikkan был «заморожен».
На этом история заканчивается.
Теперь о моделях саксофонов, производимых фирмой Nikkan.
Первые саксы Nikkan появились примерно в то же время, что и Yanagisawa – в середине 1950-х годов, точную дату вряд ли можно установить. Скорее всего, Yanagisawa позиционировал свои саксы как инструменты первой линейки, а контролируемый им на тот момент Nikkan – как более дешевый вариант. В любом случае до 1960 года на инструментах Nikkan не было указания на какую-то модель. В начале 1960 года появилась модель N01, чуть позже в том же году – N02. С появлением указания модели в конце серийника начали добавлять литеру N, по всей вероятности, чтобы не путали с серийниками Yanagisawa, которые строились примерно по тому же принципу: первые четыре цифры – это месяц и год производства (Yanagisawa) или наоборот год и месяц (Nikkan). В 1962 году вышла модель N02A, а в 1964-м – N020 (на них появилась характерная гравировка на раструбе - Nikkan Tokio). Все эти модели с незначительными изменениями повторяли первые саксы Nikkan (неразвернутая механика, задранный «обратный» блок левого мизинца и прочие прелести винтажа).
Как уже упоминалось ранее, в 1963 году Yamaha всерьез занялась инструментами Nikkan с целью их усовершенствования. Результатом этого стало появление в 1966 году модели Nikkan Japan (название неофициальное, опять же по гравировке на раструбе), которую можно считать промежуточным звеном между «винтажным» Nikkan и выпущенным в 1967 году Nikkan Imperialе. Nikkan Japan получил усовершенствованный (хотя и старый) блок левого мизинца, блок правого мизинца был немного развернут вниз.
Nikkan Imperialе стал первым саксом фирмы с современной развернутой механикой, практически повторяя модель 61 Yamaha (особенно в два первых года производства – 1967-68), позже, в конце 1969 года Imperialе упростили (подпружиненные сочленения рычагов на боковых трельниках заменили на пластиковые цилиндры), а через пару лет и совсем прекратили производство, заменив на модель 31.
На модели Imperiale фирма Nikkan сменила обозначение даты на серийниках: теперь год обозначался одной первой цифрой (например, 7 – это 1967 год), а месяц – вторая и третья (но прошу учесть, что это мое собственное умозаключение). В 1970 году Nikkan перешел сначала на четырех-, а затем шестизначные серийники, не привязанные к дате производства.
История NIKKAN
- Russ
- Старожил
- Сообщения: 601
- Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
- Откуда: Янтарный Остров
- Инструменты: Buescher True Tone Alto / Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
- Отдал: 87 спасибо
- Получил: 148 спасибо
- Agronom
- Старожил
- Сообщения: 219
- Зарегистрирован: 04 ноя 2020 21:18
- Откуда: Харьков
- Инструменты: альт
- Отдал: 31 спасибо
- Получил: 90 спасибо
Может стоит всё-таки определиться что было взято за основу чего
- Russ
- Старожил
- Сообщения: 601
- Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
- Откуда: Янтарный Остров
- Инструменты: Buescher True Tone Alto / Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
- Отдал: 87 спасибо
- Получил: 148 спасибо
- solar
- Админ
- Сообщения: 394
- Зарегистрирован: 18 авг 2020 17:00
- Откуда: Москва
- Инструменты: сопрано Theo Wanne Mantra, альт Selmer Serie III, тенор Keilwerth SX90R Shadow
- Отдал: 224 спасибо
- Получил: 203 спасибо
Замечательное эссе! Если бы разбавить его немножко картинками для удобства восприятия, точно больше людей прочитает
Theo Wanne Россия - TheoWanne.ru
- Russ
- Старожил
- Сообщения: 601
- Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
- Откуда: Янтарный Остров
- Инструменты: Buescher True Tone Alto / Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
- Отдал: 87 спасибо
- Получил: 148 спасибо
Нашел фото раннего альта Nikkan. Практически полная копия Conn 6M.
Подскажите как тогда определить дату если первые цифры 00?
- Russ
- Старожил
- Сообщения: 601
- Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
- Откуда: Янтарный Остров
- Инструменты: Buescher True Tone Alto / Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
- Отдал: 87 спасибо
- Получил: 148 спасибо
Никак. Я уже писал выше:
"В 1970 году Nikkan перешел сначала на четырех-, а затем шестизначные серийники, не привязанные к дате производства."
Базы данных серийников Никкан вряд ли сохранились даже на самой Ямахе. Полагаю, что серийники 00хххх на Никканах ставили в 70-х годах. Точную дату уже не установить.
Russ писал(а): ↑05 май 2024 23:37Никак. Я уже писал выше:
"В 1970 году Nikkan перешел сначала на четырех-, а затем шестизначные серийники, не привязанные к дате производства."
Базы данных серийников Никкан вряд ли сохранились даже на самой Ямахе. Полагаю, что серийники 00хххх на Никканах ставили в 70-х годах. Точную дату уже не установить.
А как определить 31 или 61 первая? Есть какие-то признаки которые определяют Nikkan imperial? Кроме пружинки как написано в статье?
Потому что визуально я разницы не вижу. Может просто не знаю куда именно смотреть.И в статье сказано, что потом её упростили. Упростили в чем? В метале, в конструкции, в чем это упрощение? Если знаете, напишите.
- Russ
- Старожил
- Сообщения: 601
- Зарегистрирован: 20 янв 2021 14:26
- Откуда: Янтарный Остров
- Инструменты: Buescher True Tone Alto / Buffet-Crampon SDA Tenor / The Martin Tenor / Weltklang Solist Baritone
- Отдал: 87 спасибо
- Получил: 148 спасибо
31 или 61 первая?
Не понял вопроса. Это разные модели.
Есть один главный признак, который определяет Nikkan Imperiale - на его раструбе так и написано - "Nikkan Imperiale"