Модальная композиция - с чего начать?

Ответить
Аватара пользователя
solar
Админ
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 18 авг 2020 17:00
Откуда: Москва
Инструменты: сопрано Theo Wanne Mantra, альт Selmer Serie III, тенор Keilwerth SX90R Shadow
Отдал: 227 спасибо
Получил: 207 спасибо

На старом форуме была хорошая тема, вот немного сообщений оттуда для затравки ;)

BlackBeat
Давеча, господин nbp предложил свою помощь в основах композиции, ловлю на слове.

Опыта в этом вопросе у меня мало, блюзы всякие и рок-н-роллы, но там всё понятно, за таким аккордом будет красиво звучать тот или иной, там как по шаблону рубишь гармонию. А потом на нее кладешь мелодию, обычно тоже несложную, блюзовый лад никто не отменял, а много где просто по пентатонике идешь - и свободен, но это примитивно.

Мне сейчас интереснее всего композиция модального джаза. Сначала я решил исходить из мелодии, а потом на нее класть гармонию, мелодии-то красивые рождаются, а толку нет. Ну сказано - сделано, накрапал мелодию, начал под нее подбирать гармонию. На бумаге нормально (хотя уже тогда понимал, что нормального мало), а дал нашему пианисту - тыр-пыр-много-дыр. Коряво, в общем звучит.
Наоборот - получается гармония, а потом на нее мелодию - какой вообще смысл - это не композиция а основа импровизации какая-то, да и гармонии все получаются какие-то знакомые )))))))
Ну в общем вопросов много, по ходу темки буду их задавать.

Ну вот хотелось бы от опытных сочинителей советы по существу.
Советы типа "я самый крутой" советами не считаются
Ulysses
Ну так отлично. Проще говорить о конкретных книгах, а не об авторе вообще, об отдельных фильмах, а не о режиссере как человеке, о конкретных композициях, а не направлении. Вы назвали две композиции.

В Naima два тональных центра.
Eb13-Abmaj7 | Bb (на эту основу нанизываются несколько альтерированных аккордов)

Во Flamenco Sketches только пять аккордов.
Cmaj7, Ab7sus4, Bbmaj7, D7(b6b9) Gm7.

И в одной и другой вещи прослеживается некая гармоническая зависимость. "Примитивнейшая"!!! Доминанта - тоника. (Bb в Naima может рассматриваться как доминанта к доминанте, так что можно сказать, что тональных центров не два, а один).

А вот Flamenco Sketches за исключением одного случая - вся состоит из сопоставлений. Причем в тональности далеко не первой степени родства. Эта вещь и политональная (несколько независимых тональных центров) и полимодальная (несколько способов обыгрывания, причем у каждого солиста свой, и каждый из них ПРОИЗВОЛЬНО избирает, сколько тактов будет играть соло - если у Девиса каждый аккорд обыгрывается четыре такта, то у Колтрейна последний - пять, Эддерли и Эванс обыгрывают какой-то один аккорд по 8, какой-то другой - 10 тактов, какой-то третий - 4).

Но обе вещи воспринимаются как красочные полотна. Почему? Краски добавляются за счет обильных альтераций у фортепиано и полимодальности у солиста / солистов.

Отсюда вывод - модальный джаз это поиск не гармонии, а мелодии, "модальности", способа обыгрывания. Что же касается композиции, то аккорды в гармонии просто должны "интересно сочетаться", и это, пожалуй, единственное правило, которое можно вывести. Все остальное - импровизационная свобода исполнителя. В этом и состоял смысл "освобождения" от жестких аккордовых последовательностей, разве не так?

Хотя эти скачки-сопоставления уже были в такой вещи, как Giant Steps. Но если у Колтрейна в тот момент мелодика была закрепощена аккордовой цепочкой (четыре шестнадцатых на аккорд - он, собственно, этой вещью и показал, что дальше этого "абсурда" двигаться в этом направлении некуда), то Девис ее освободил: каждый аккорд стал длиться долго (vamp), чтобы на его фоне солист мог свободно излагать свои мысли через звук.

Но все эти рамки, конечно же, условны, потому что даже набившая оскомину Blue Bossa тоже может относиться к "модальному джазу" (до-минор, в ре-бемоль мажор). ИМХО
Theo Wanne Россия - TheoWanne.ru
NbP
Почётный участник
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 ноя 2020 09:43
Получил: 2 спасибо

Наоборот - получается гармония, а потом на нее мелодию - какой вообще смысл - это не композиция а основа импровизации какая-то,
В принципе, можно взять второй том Рона Миллера modal jazz composition and harmony II http://zubicaray.free.fr/MUSIQUES/PEDAG ... Music).pdf

; там конкретно анализируется мелодический материал , помимо гармонии и пентатоники. Очень толково , но все на английском. Кого действительно интересует- пусть делает усилия и переводит для себя. Результат на вес золота.

Попробую набросать живой процесс начала создания модальной джазовой мелодии. Предварительные заготовки :

Начальный грув - свинг, 4/4 , для бриджа - 12/8;
Темп- 150 bpm ;
Лады - Ре и Ля бемоль пентатоническо- дорийские;
форма - AABA .

1. Не раздумывая, схватите с воздуха самую примитивную восходящую интонацию - субмотив ; в данном случае, содержащую энергию .
2. Переверните ее.
3. Растяните №1 на целый такт, превращая в мотив.
4. Добавьте №2 в качестве окончания.

Теперь можно было бы просто повторить фразу, но это слишком примитивно . Лучше повторить ритм фразы, начиная с видоизмененного элемента №2 и продолжая нисходящую интонацию, падая на выдержанный антипод примы и квинты лада - №5.
Изображение

Звучит таким образом:
https://yadi.sk/d/Fbz4zNvJV69xQw
Вот уже готова часть АА.

На оригинальность не претендую!
Ответить

Вернуться в «Композиция»