Настройка поперечной флейты.

Вопросы по флейте обсуждаем здесь.
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Yufaz писал(а): 21 янв 2021 04:13 ... обьяснить смысл настройки с точки зрения физики процесса..
... настроеная по метке на шомполе флейта не строит по октавам, наверное же бывает такое?
C точки зрения физики процесса: положением пробки в головке тонко регулируется длина воздушного столба.
При этом относительное изменение эффективной длины для более высоких нот получается больше.
То есть при задвигании пробки третья октава повышается быстрее первой.
Для второй октавы этот эффект малоактуален, так как вторая октава берётся чистым передуванием: длина столба в первой и второй октаве одинакова. А третья октава имеет собственные аппликатуры, с более коротким столбом. Если брать третью октаву флажолетами - обертоновым передуванием, с аппликатурой нижних октав, то сравнение интонации флажолетных и основных аппликатур является эффективным методом настройки. Также как и на саксофоне. Только на саксофоне мы используем флажолеты для корректировки общей настройки и подбора мундштука. А на флейте интонационная корректировка верхнего регистра винтом головки это отдельная специальная операция. Общая настройка (положением головки) - это одно, а тонкая настройка верхнего регистра - это другая операция.
Простите, что повторяюсь и ломлюсь в открытую дверь, но мне показалось, что есть некоторое недопонимание именно этого аспекта. :roll:
Однако для ремонтника-универсала "по всем дер. дух." (не специализированного мастера по флейтам) имхо достаточно выставить пробку по метке на соответствующем шомполе. Не строить по октавам (первая/вторая) нормально сделанная флейта в первом приближении не может.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 654
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 131 спасибо
Получил: 208 спасибо
Контактная информация:

firetiger писал(а): 22 янв 2021 18:25
Yufaz писал(а): 21 янв 2021 04:13 ... обьяснить смысл настройки с точки зрения физики процесса..
... настроеная по метке на шомполе флейта не строит по октавам, наверное же бывает такое?
C точки зрения физики процесса: положением пробки в головке тонко регулируется длина воздушного столба.
При этом относительное изменение эффективной длины для более высоких нот получается больше.
То есть при задвигании пробки третья октава повышается быстрее первой.
Для второй октавы этот эффект малоактуален, так как вторая октава берётся чистым передуванием: длина столба в первой и второй октаве одинакова. А третья октава имеет собственные аппликатуры, с более коротким столбом. Если брать третью октаву флажолетами - обертоновым передуванием, с аппликатурой нижних октав, то сравнение интонации флажолетных и основных аппликатур является эффективным методом настройки. Также как и на саксофоне. Только на саксофоне мы используем флажолеты для корректировки общей настройки и подбора мундштука. А на флейте интонационная корректировка верхнего регистра винтом головки это отдельная специальная операция. Общая настройка (положением головки) - это одно, а тонкая настройка верхнего регистра - это другая операция.
Простите, что повторяюсь и ломлюсь в открытую дверь, но мне показалось, что есть некоторое недопонимание именно этого аспекта. :roll:
Однако для ремонтника-универсала "по всем дер. дух." (не специализированного мастера по флейтам) имхо достаточно выставить пробку по метке на соответствующем шомполе. Не строить по октавам (первая/вторая) нормально сделанная флейта в первом приближении не может.
Понял, спасибо! Оч хорошее подробное объяснение.. Да, конечно, ремонт флейт для меня это дополнение к основному занятию - ремонт саксофонов. Но хочу все знать как говориться, вот Вы же знаете).. Опять же глубокой понимание процесса в флейте ведет к более четкому пониманию саксофона, они же родня)..
пс. Сохраню пост себе в папочку, а то вдруг форум упадет))..
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 599
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 262 спасибо

Есть еще один тонкий момент в этом процессе: при выдвигании (или задвигании) головки при настройке (при "смене обстановки" - т.е., к примеру, конкретное ф-но, в ансамбле с которым придётся играть "вот прямо сейчас", настроено чуть ниже или выше. Или, к примеру, температура воздуха поменялась - например, при игре на открытом воздухе) настаивать положение пробки так же необходимо (по крайней мере, если "разница" существенная - в ином случае можно ограничится правильным интонированием). Т.е., если, к примеру, головку выдвинуть на 5 мм - пробку необходимо ЗАДВИНУТЬ (точно не скажу, насколько, да и от мензуры флейты зависит. Короче, "включить уши" и определить опытным путём). А риска на шомполе - это для "нормальной" ситуации (когда головка полностью задвинута: на "старых" флейтах это 440 Гц при температуре +25 С, на новых - как правило, 442 Гц).
P.S. Впрочем, к ремонту флейт это отношения не имеет (достаточно настроить пробку при полностью задвинутой головке "по шомполу". Остальное - дело непосредственно самого исполнителя. Другое дело, что, как я заметил, очень небольшое количество даже профессиональных флейтистов знает об этих тонкостях).
Кстати, еще один пикантный момент (специально для тебя "подарок", Юлай! Ты вряд ли с этим сталкивался): иногда бывают такие случаи (в моей практике это случалось раз с десяток, наверное), что вот вроде всё кроет, низа берутся отлично, а в 3-й октаве выше Соль - как "отрезало". Так вот: причина, как правило, в том, что сама пробка НЕ ПРИКЛЕЕНА к "передней" (металлической) стенке и когда чьи-нибудь "шаловливые ручонки" начинают эту пробку "регулировать" - между передней стенкой и собственно пробкой может образоваться небольшой зазор (у меня были случаи, когда он достигал аж 5 мм!). И верха не брались именно поэтому. Так что при замене пробки в головке нужно обязательно приклеивать пробку к этой стенке ("Моментом", но, ни в коем случае не "супер-клеем"!), затем затянуть "гайкой" и дать высохнуть. И только потом вставлять и регулировать...
Аватара пользователя
YuSAX
Старожил
Сообщения: 654
Зарегистрирован: 25 авг 2020 17:18
Откуда: Уфа
Инструменты: сопрано Yanagisawa S900, тенор Selmer SA80II
Отдал: 131 спасибо
Получил: 208 спасибо
Контактная информация:

Игорь Михайлов писал(а): 24 янв 2021 19:38 Есть еще один тонкий момент в этом процессе: при выдвигании (или задвигании) головки при настройке (при "смене обстановки" - т.е., к примеру, конкретное ф-но, в ансамбле с которым придётся играть "вот прямо сейчас", настроено чуть ниже или выше. Или, к примеру, температура воздуха поменялась - например, при игре на открытом воздухе) настаивать положение пробки так же необходимо (по крайней мере, если "разница" существенная - в ином случае можно ограничится правильным интонированием). Т.е., если, к примеру, головку выдвинуть на 5 мм - пробку необходимо ЗАДВИНУТЬ (точно не скажу, насколько, да и от мензуры флейты зависит. Короче, "включить уши" и определить опытным путём). А риска на шомполе - это для "нормальной" ситуации (когда головка полностью задвинута: на "старых" флейтах это 440 Гц при температуре +25 С, на новых - как правило, 442 Гц).
P.S. Впрочем, к ремонту флейт это отношения не имеет (достаточно настроить пробку при полностью задвинутой головке "по шомполу". Остальное - дело непосредственно самого исполнителя. Другое дело, что, как я заметил, очень небольшое количество даже профессиональных флейтистов знает об этих тонкостях).
Кстати, еще один пикантный момент (специально для тебя "подарок", Юлай! Ты вряд ли с этим сталкивался): иногда бывают такие случаи (в моей практике это случалось раз с десяток, наверное), что вот вроде всё кроет, низа берутся отлично, а в 3-й октаве выше Соль - как "отрезало". Так вот: причина, как правило, в том, что сама пробка НЕ ПРИКЛЕЕНА к "передней" (металлической) стенке и когда чьи-нибудь "шаловливые ручонки" начинают эту пробку "регулировать" - между передней стенкой и собственно пробкой может образоваться небольшой зазор (у меня были случаи, когда он достигал аж 5 мм!). И верха не брались именно поэтому. Так что при замене пробки в головке нужно обязательно приклеивать пробку к этой стенке ("Моментом", но, ни в коем случае не "супер-клеем"!), затем затянуть "гайкой" и дать высохнуть. И только потом вставлять и регулировать...
Спасибо что делитесь своими знаниями. Я штук 7 флейт перекрыл(одна из них с гнутым стволом была), первые две конечно ни сразу получилось и приходилось ходить в гдк в духовой оркестр к флейтисту, чтобы он посмотрел что не так и потестировал. Потом сам научился звуки извлекать и пошло все ок! Из этих флейт точно 3 были с выше описанной неисправностью. Но я не приклеивал, а просто затягивал гайку с фиксацией лаком для ногтей, буду приклеивать.
Профессиональный ремонт саксофонов по провинциальной цене!
Студия
YuSAXrepair
https://vk.com/yusaxrepair
Игорь Михайлов
Почётный участник
Сообщения: 599
Зарегистрирован: 21 авг 2020 16:28
Откуда: Ижевск
Инструменты: cаксофон альт Barrington by L.A.Sax BWAL-701, Yamaha YAS-82Z Custom, флейта Sinfonia.
Отдал: 25 спасибо
Получил: 262 спасибо

Юлай, да ладно! Всегда рад помочь коллеге...
Ответить

Вернуться в «Флейта»