Давайте перенесём сюда самую важную информацию саксфорума?

В этом разделе общаемся с администрацией форума. Жалуемся, советуем, задаем вопросы.
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Бо Йы писал(а): 26 янв 2021 16:49 ... Придётся доставать с музфорума, что там есть годного.
Зачем? Зачем доставать с musicforums (тем более восьмилетней давности :roll: )?
Да и нет там толком ничего. Там духовой раздел очень слабый, в силу специфики и немногочисленности пользователей духовой темы.
Наш Серж успевал и там нести какой-то свет, где-то, возможно, и я поучаствовал (хотя я больше в скрипичном разделе).
Но уровень наивности вопросов там ближе к плинтусу, с нашим (бывшим? :cry: ) Форумом не сравнить...
Вы ещё forumklassika попытались бы привлечь :P (это злая шутка, печальная надсмешка над происходящим там...)

Давайте лучше наш новый Форум наполнять конструктивной информацией.
Лично я готов потрудиться. Уверен, что ребята старшего поколения тоже не поленятся: Игорь Михайлов, В.В Кокс, Великий Змей Кааджем, опять же Серж (если придёт сюда) и т.д. Надеюсь, что Плотцев подключится и другие мастера/знатоки молодого поколения.
Юлай (Yufaz) уже задаёт весьма серьёзный уровень в темах 8-).

Хотелось бы снова видеть активное участие друзей, искренне любящих и чувствующих музыку и инструменты, таких как Игорь "Reppa", Russ, Venverg, Алексей (не помню ника) из Красноярска(?) (который с белым тенором Буффе), ещё Алексей, который из Крыма, с тенором Буффе Экспрешн, ну и так далее, всех не назвать, простите уж, друзья и коллеги!
"Зачем гнаться по следам того, что уже давно окончено", надо жить здесь и сейчас.
Потому что наши знания и музыкальные чувства - они в нас. в реальных саксофонистах. И в наших саксофонах. А не в строчках на экранах...
(Прошу Андрея "Бо Йы" интерпретировать данный мой пост также в контексте темы о саксофоне Хюллер.)
Kind regards!
Последний раз редактировалось firetiger 28 янв 2021 05:17, всего редактировалось 1 раз.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Аватара пользователя
Бо Йы
Старожил
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 20 авг 2020 08:19
Откуда: Сибирь
Инструменты: Trevor J. James Horn Revolution II
Тенор B&S
AKAI EWI 4000s
Отдал: 192 спасибо
Получил: 193 спасибо
Контактная информация:

firetiger писал(а): 27 янв 2021 02:50
Бо Йы писал(а): 26 янв 2021 16:49 ... Придётся доставать с музфорума, что там есть годного.
Зачем? Зачем доставать с musicforums (тем более восьмилетней давности :roll: )?
Да и нет там толком ничего. Там духовой раздел очень слабый, в силу специфики и немногочисленности пользователей духовой темы.
***
"Зачем гнаться по следам того, что уже давно окончено", надо жить здесь и сейчас.
Потому что наши знания и музыкальные чувства - они в нас. в реальных саксофонистах. И в наших саксофонах. А не в строчках на экранах...
(Прошу Андрея "Бо Йы" интерпретировать данный мой пост также в контексте темы о саксофоне Хюллер.)
Kind regards!
- что-ж, полностью согласен, всеми "руками-ногами За!" и поддерживаю! ))) Просто, увы, любитель, инструментом всерьёз занимаюсь меньше двух лет, а остальной опыт был на уровне устойчивого, хоть и периодами, интереса к джазу и саксофону - с тех пор ещё, когда на бобиннике "Маяк-203" в 1988-м в первый раз услышал "Арсенал". В общих вопросах относительно ориентируюсь - альт с баритоном не перепутаю. ;) Но вот о нюансах-то откуда знать? Очень жалею, что не сохранял всё подряд, что читал на саксфоруме, а только по своему Тревор Джеймсу...
Однако в силу длительного модераторского опыта на больших специализированных ресурсах - видеомонтаж и стрельба из лука - (по профессии журналист, режиссёр ТВ , и инструктор-лучник, МС) знаю, что необходимо тематику и общение постоянно поддерживать, то есть создавать темы, интересные к обсуждению. До тех пор, пока не наберётся "критическая масса" инициативных участников, и процесс общения и наполнения ресурса информацией станет самоподдерживающимся.
Поскольку утрата информации саксфрума - очень большая потеря для всего сообщества саксофонистов и "сочувствующих" - искренне стараюсь хоть что-то сделать для исправления положения. Какого-либо желания, извиняюсь, "выпендриться" ))) , естественно - не имею от слова "совсем", лет уже достаточно много, полтинник.

С уважением, Андрей.
Последний раз редактировалось Бо Йы 27 янв 2021 17:15, всего редактировалось 1 раз.
(old nickname And Ray) https://www.youtube.com/@Boe-Yii
Harpman
Завсегдатай
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 20 авг 2020 13:16
Откуда: Санкт-Петербург
Инструменты: тенор
Отдал: 78 спасибо
Получил: 24 спасибо

Слов бы поменьше.
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Harpman писал(а): 27 янв 2021 12:58 Слов бы поменьше.
:?: В принципе, можно и совсем без слов. А можно и вообще не (уметь) разговаривать. Но смысл?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Аватара пользователя
Бо Йы
Старожил
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 20 авг 2020 08:19
Откуда: Сибирь
Инструменты: Trevor J. James Horn Revolution II
Тенор B&S
AKAI EWI 4000s
Отдал: 192 спасибо
Получил: 193 спасибо
Контактная информация:

Harpman писал(а): 27 янв 2021 12:58 Слов бы поменьше.
- да побольше дел, но вот в основном большинство просто отмалчивается.

В вебархиве там, конечно, кошачи слёзки, но что-то оттуда полезное взять есть смысл.

Понимаю так, что должно вырасти новое поколение саксофонистов, причём - любителей, чтоб снова начали задавать тот же перечень вопросов, что был ранее? )
(old nickname And Ray) https://www.youtube.com/@Boe-Yii
Аватара пользователя
Бо Йы
Старожил
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 20 авг 2020 08:19
Откуда: Сибирь
Инструменты: Trevor J. James Horn Revolution II
Тенор B&S
AKAI EWI 4000s
Отдал: 192 спасибо
Получил: 193 спасибо
Контактная информация:

firetiger писал(а): 28 янв 2021 05:15
Harpman писал(а): 27 янв 2021 12:58 Слов бы поменьше.
:?: В принципе, можно и совсем без слов. А можно и вообще не (уметь) разговаривать. Но смысл?
Наткнулся тут на "многослов", но по моему, очень полезных - у Антоши Хаймовича в ВК. Это в том числе и репосты с саксфорума - по этому материалу наконец разобрался с сильно низящей До диез, за что большое СПАСИБО авторам:
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ №3 — Проблемы настройки саксофона
Из рубрики ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ http://antoshahaimovich.com/faq.htm

Т.: Проблема с интонацией (занижает вся вся левая рука) Selmer Mark 7 альт. Уже лет пять мучаюсь, сейчас надоело. Занижает все от A до С(обе октавы). Клапана поднял, - один фиг. Грешу на эску. Кто-нибудь сталкивался с таким? Мундштуки всегда использовал эбонитовые полнокамерные.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А.: Скорее всего не левая рука занижает, а завышает правая и всё остальное. Попробуйте настроить саксофон по нижней ноте Си (Си малой октавы саксофона). То есть играете нижнюю Си свободно, ничего не подстраивая «губами» и положением челюсти, то есть дыханием. И устанавливаете мундштук в таком положении чтобы нижняя Си строила с тюнером. Чем чувствительней тюнер, тем лучше. Например, можно использовать приложение n-Track Tuner, если в горизонтальном положении экрана, да ещё и на планшете, то вообще хорошо. Так вот, вернёмся к настройке. Когда нашли правильное положение мундштука по настройке нижней ноты Си, теперь нужно проверить что вы делаете в других регистрах. Лучше всего планомерно проверить все октавы по всему диапазону. То есть после нижней Си играем среднюю Си, а затем верхнюю. В среднем и верхнем диапазоне ноты легко поддаются подстройке с помощью нахождения правильного положения челюсти, то есть челюсть открываем, интенсивность дыхания увеличиваем. Ноты во всех октавах должны быть одинаковой громкости или даже громче в верхнем регистре, но никак не наоборот. Положение мундштука теперь не меняем, и далее подстраиваем «челюстью» (то есть дыханием) все остальные ноты по квартовому кругу, то есть сначала нижняя Ми, потом средняя и наконец верхняя, далее средняя и верхняя Ля, затем нижняя, средняя и верхняя Ре, и так далее, то есть во всех октавах ноты: Соль, До, Фа, Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль и Фа-диез.
Когда будете играть все эти ноты в разных регистрах, обратите внимание, что практически везде приходится открывать челюсть и понижать звук. На самом деле окажется, что при игре плавных мелодических линий, то есть без больших скачков, положение челюсти одно и то же во всём основном диапазоне саксофона, меняется при этом только дыхание, то есть в первую очередь размер камеры, то есть архитектура полости рта, интенсивность выдоха, то есть воздушное давление во рту. При значительных нисходящих скачках челюсть совершает очень активные движения. Это можно посмотреть на примере Micheal Brecker “Delta City Blues”(AVO session, 2001). Про настройку саксофона уже писал здесьhttp://antoshahaimovich.com/saxophonejazzbluespoprock100025.htm там этот принцип описан кратко в последнем абзаце перед нотным примером.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Т.: По поводу задвинуть поглубже - играю на максимально свободных губах, поэтому мунд всегда глубоко. У меня сейчас Дадарио. С сожалением заметил, что кольцо жесткости на конце эски не позволяет задвинуть так глубоко, как хочу. Очень удивлен данным фактом - вандорен V16 нормально залезал куда надо. Вот он как раз на видео и есть, кстати. Так что опустить общий строй не смогу - задвигать некуда. А зажимать трость вообще не хочу. Да и "душный" звук сразу получается, если клапаны опускать. Настроить по октавам сегодня попробую, спасибо за совет.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А.: Всё верно. Мундштук задвинуть для повышения строя на нужную глубину, губами не давить, клапаны тоже опускать не нужно. Мешать вибрации трости губами не нужно. Управлять высотой звука при помощи дыхания, то есть посредством динамичного изменения положения корня языка, мягкого нёба, скорости и мощности дыхания.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Т.: настроил сакс по си нижнему - все оказалось почти на месте - задвинул на миллиметр-два от обычного. С этим ОК. А теперь самое интересное: У меня кривые зубы. А именно два передних, плюс немного смещенный общий прикус. Всю жизнь играл на правом "кривом клыке" - ровно ставить мунд невозможно. Играл и играл, как-то научился. Сейчас решил попробовать взять слева и - о чудо - все кардинально изменилось. Нет, звук такой же, но:
1. Намного меньше усилий для его достижения.
2. Больший контроль, в том числе те проблемные ноты - даже иногда завышает (по привычке "поджимаю")
3. Стали немного завышать D-F# 2-ой октавы - но это некритично и просто нужно привыкнуть.
Вот и все. Ничего не пилил, не поднимал) Надеюсь, это не эффект плацебо, буду в тестовом режиме гонять.

Заметка для тех, кто может столкнуться с подобной проблемой (если вы уверены в том, что это не проблема вашего личного саксофонизма):
Обратите внимание на лигатуру и прикус (я не про глубину, а расположение мундштука во рту) - более плотное закручивание довольно старой, уже запаянной лиги дало свои положительные эффекты. Также смена стороны прикуса (привет всем кривозубкам, как я) тоже повысила контроль. Всем добра и продуктивных занятий.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
А.: Кроме того в теме фигурирует так называемая «настройка по флажолетам», которую в 1995 году мне показал Николай Алексеевич Овчинников. Основной принцип такой настройки состоит в том, что нужно найти такую глубину посадки мундштука на эске, при которой первый обертон от нижней аппликатуры должен совпадать с основным тоном верхней. Другими словами, берём аппликатуру До-диез первой октавы, с помощью управления дыханием извлекаем звук на октаву выше. Затем, не меняя напряжения губ и других лицевых мышц, не меняя положения нижней челюсти, не меняя внутренней архитектуры полости рта, не меняя скорости и мощности выдоха, играем стандартной аппликатурой ноту До-диез второй октавы. Длина звучащего воздушного столба при этом отличается ровно вдвое. Так вот необходимо найти такую глубину посадки мундштука на эске, чтобы эти два звука, исполненные различными аппликатурами, составляли чистый унисон без какой-либо корректировки исполнительским аппаратом саксофониста. Далее точно таким же образом проверяются унисоны с октавными флажолетами от нижних нот: До, Си, Си-бемоль. Затем исследуются унисоны с квинтовыми флажолетами (второй обертон) от всех нот нижнего регистра. Потом с флажолетами на две октавы выше (третий обертон). Так находится положение мундштука при котором строй достаточно качественного саксофона должен соответствовать настройке ноты Ля 440 Гц. Если же строй немного отличается, приходится подстраивать весь диапазон при помощи дыхания, не меняя положения мундштука. При этом на протяжении всего основного диапазона саксофона играется как на пианино, то есть остаётся только вовремя дуть и нажимать кнопочки пальцами, а корректировать интонацию якобы не требуется.

Это прекрасный способ для настройки саксофона, и самого саксофониста, который может пригодиться тем исполнителям, которые уже умеют в достаточной степени управлять звуком с помощью дыхания, но, что самое главное, такой метод для тех, кто уже нашёл необходимую конфигурацию архитектуры ротовой полости. В противном случае даже сама настройка унисонов с флажолетами таким образом просто не получится. Тем более ни о каких 440 Гц не может быть и речи. Информация о «настройке по флажолетам» попала ко мне в самом начале моего обучения на саксофоне, и на том этапе не дала никаких практических результатов, да и не могла дать, так как в то время я не имел необходимых для этого навыков.

Существует немалое количество прекрасных саксофонистов, которые вообще не в курсе как и что у них там внутри работает в момент исполнения музыки. Как правило они или просто не помнят как их обучали в самом начале пути с помощью различных специфических упражнений, или они самостоятельно научились вследствие огромного количества проб и ошибок. Такие саксофонисты могут натворить немало бед при работе преподавателями начального обучения. Так как для такого рода деятельности требуется владение комплексом особых упражнений на развитие управления звукоизвлечением для начинающих.

Найти правильное положение нижней челюсти, корня языка, мягкого нёба и всех остальных составляющих исполнительского аппарата можно при помощи метода «настройки саксофона по нижней ноте Си», который я кратко описал в начале. Основной принцип этой техники состоит в том, что ноты среднего, высокого и высшего регистров имеют достаточно подвижную звуковысотность, и могут быть в большой степени скорректированы при помощи исполнительского аппарата. Ноты нижнего регистра возможно подстраивать в крайне малой степени. Нижнюю ноту Си (малой октавы) можно понизить при помощи дыхания примерно на четверть тона, среднюю ноту Си (первой октавы) получается понизить примерно на полтора тона (малая терция), верхнюю ноту Си (второй октавы) удаётся понизить почти на два тона (большая терция). Нижняя нота Си берётся в качестве эталона по той причине, что она наименее подвижна из всех других, так как является самой нижней нотой после которой остаётся ещё один открытый клапан. Разумеется, это касается саксофонов в конструкции которых самая нижняя нота — Си-бемоль. Получается, что нижний регистр, который практически не поддаётся адекватной коррекции дыханием, мы настраиваем с помощью положения мундштука. А средний, высокий и высший регистры выстраиваем относительно нижнего при помощи «открытой челюсти» и более плотного дыхания. Всё это даёт не только правильную интонацию по всему диапазону, но и свободный, незажатый звук. Кроме того такое положение мундштука и «челюсти» является верным при проверке с помощью «настройки по флажолетам», которая сама по себе является прекрасным упражнением на дыхание.

Далее привожу без сокращений перевод статьи на эту тему:

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Автор перевода — Tik (Ландсхут, Германия) saxforum.org

Тема: О настройке саксофона

«Саксофонист Стив Дьюк обладает широким кругом музыкального исполнительства – от Эллы Фитцжеральд до компьютерной/аккустической интерактивной музыки. Его сольные работы, премьера которых состоялясь недавно, включают композиции Ларри Аустина, Декстера Моррилла, Корта Липпе, Вильяма О. Смита, Роднея Вашка, Джеймса Фелпса, Зака Сеттеля и Леса Тиммига. Характеризуя его исполнение BluesAx, NewYorkTimes пишет: «великолепный звук … гибкая текучесть».
С. Дьюк руководит исследовательскими работами в Северо – Иллиноском университете, широко известен трудами в области развития и артикуляции перекрёстных техник джазового и классического стилей и применением FeldenkreisMethod в изучении музыкального исполнительства.
С. Дьюк - обладатель соло – записей на Sony/Columbia, CentaurCDCMSeriesGMEB/UNESCO/CIME. Играет на Yamaha.

Положение мундштука, звук и настройка

Стефан Дьюк
Профессор музыки Северо - Иллинойского университета
Обучая игре на саксофоне, я заметил, что вопрос о том, как положение мундштука влияет на звукоизвлечение и интонацию, является одним из тех, которые наболее часто вызывают непонимание. Мы часто не учитываем то значение, которое имеет местоположение мундштука. Уже только своим положением мундштук автоматически предопределяет как играть на инструменте. Некоторые наиболее фундаментальные проблемы, относящиеся к интонированию и качеству звука, могут быть связаны исключительно с местоположением мундштука.
Местоположение мундштука - это вопрос, который может сбить с толку даже опытного саксофониста. Индивидуальный высотный строй, музыкальный стиль, тип мундштука, акустические особенности инструмента и даже его техническое состояние оказывают влияние на положение мундштука на эске. Из -за влияния всех этих условий, не существует единого правильного положения. Однако я установил, что большинство студентов, при определении места установки мундштука, руководствуются вредными привычками и ложными допущениями.

Три теста

Чтобы определить, является ли положение Вашего мундштука оптимальным для стройной игры резонансным звуком, выполните следущие тесты:

Тест 1
С помощью тьюнера настройте свой саксофон на нижнее Н. Положением мундштука добейтесь точной настройки на "0". Отвернитесь, чтобы не видеть тьюнер и возьмите Н двумя октавами выше ( над первой добавочной сверху). (Все ноты в тональности саксофона, не в концертной). Удерживая это высокое Н, повернитесь к тьюнеру. Показания должны находиться в пределах 10 центов от нуля. Звучит ли ваше верхнее Н значительно выше нижнего? Многим придётся опустить высоту верхнего Н, чтобы тьюнер показал "0".

Тест 2
Установите мундштук в положение, в котором он обычно находится. Возьмите среднее Н и сделайте бенд вниз на столько, на сколько сумеете. Для альта высоту можно понизить по меньшей мере на малую терцию ( до Ab ) и на большую секунду ( до А ) для тенора. Некоторые студенты удивляются, что могут сделать бенд вниз лишь на 20 или 30 центов.

Тест 3
В той же позиции мундштука возьмите среднее Н и сделайте бенд вверх на столько, на сколько сможете. Хотя высоту можно повысить на 20 - 50 центов, многие студенты не могут повысить даже на 10 центов.

Часто эти тесты указывют на некоторые или же все из следующих результатов:
1 Нижнее Н было изначально занижено и, чтобы добиться нужной высоты, необходимо было задвинуть мундштук.
2 Ваше верхнее Н было было завышено по сравнению с нижним Н.
3 Вы не могли в достаточной мере опустить и поднять с помощью бендов среднее Н.

Почти увсех учащихся уровня высшей школы и у многих уровня колледжа эти простые тесты выявили полностью или частично, результаты, описанные выше.
Чтобы понять, как эти тесты соотносятся с качеством звука и его высотой, необходимо рассмотреть влияние гибкости возможности варьировать высоту извлекаемой ноты на общий строй саксофона.
Гибкость варьирования высоты строя и различные регистры

Саксофон обладает большой гибкостью в возможности изменения высоты строя. Это одновременно и благословение и проклятие. Мы можем сыграть ноту как стройно, так и очень нестройно. К несчастью многих руководителей оркестров, второе случается намного чаще.
Что мы часто не учитываем, так это то, что возможость варьировать высоту строя не одна и та же для разных регистров. Это означает, что ноту в верхнем регстре можно сыграть гораздо выше или ниже чем в нижнем регистре.
Таким образом, если ваш общий строй завышен, то в верхнем регистре вы будете играть более завышено чем в нижнем. Если во время первого теста вы обнаружили, что верхнее Н намного выше нижнего, то наиболее вероятно, что вы играете в завышеном общем строе. Часто, когда общий строй завышен, выполнение бендов вверх или вниз становится затруднительным. При завышеном строе звук «запирается», теряя свою гибкость и затрудняя подстройку. Если во втором и третьем тестах, вы с помощью бендов не можете в достаточной мере изменять высоту тона, то вероятно, что у вас общий строй «застрял» вверху.
Большинство студентов чувствуют, что в то время, как верхний регистр завышает, нижний – занижает. Чтобы играть стройно, они постоянно подстраиваются в верхнем регистре вниз, а в нижнем вверх. Этот вид соотношения высот верхнего и нижнего регистров никогда не ставится под вопрос, даже не смотря на то, что саксофон рассчитан на относительно стройную игру во всех регистрах.

Причиной того, что нижний регистр рассматривается как занижающий, является его отношение к настроечной ноте, используемой в оркестре - концертное B или A, которая находится в среднем регистре. Мы предполагаем, что настроечная нота «строит» на нашем инструменте, а все остальные, следовательно высят или низят. Следовательно, если мы играем с завышенным общим строем, то делаем заключение, что верхний регистр высит, а нижний низит. Если мы поменяем настроечную ноту, например, на ноту в нижнем регистре, то тогда соответственно изменится относительная высота всех других нот. Мы также установим иначе мундштук на эске. Если мы играем на инструменте завышено, то у нас не будет такого, чтобы нижний регистр низил из-за того, что в нём нельзя играть так же высоко, как в верхнем или среднем регистрах. Подобным образом в среднем регистре нельзя играть так же высоко, как и в верхнем. Следовательно, «строить» будут только те ноты, которые расположены рядом с настроечной нотой. Причиной игры с занижающим нижним регистром и завышающим верхним является завышенный строй и положение мундштука, а не проблема с конструкцией инструмента. Принимая во внимание гибкость возможностей саксофона, лучшими контрольными точками следует считать нижние ноты, т.к. возможность управлять их высотой – наименьшая. На практике хорошей контрольной нотой является нижнее Н.
На следующей схеме показана зависимость гибкости в возможности изменения высоты нот для нижнего и верхнего регистров. Зигзаг на линиях указывает на изменение гибкости при переходе между средним С# и средним D. Интонационные свойства отдельных, обычно завышенных нот, расположенных выше точки излома регистров (среднее D, Eb и Е), на линиях схемы не отражены.

Положение мундштука – понижение общего строя

Поскольку гибкость в варьировании высотой звучания у верхнего регистра больше чем у нижнего, понижение общего строя будет влиять на высоту верхних нот больше чем высоту нижних. По мере понижения общего строя, в какой – то точке будет достигнуто положение равновесия. Это произойдёт тогда, когда с помощью бендов в верхнем регистре можно будет играть относительно стройно с нижним регистром. Удивительной и кажущейся противоречивой идеей насчёт положения мундштука, является та, что играя завышенно в верхнем регистре, необходимо задвинуть мундштук и понизить общий строй! Это противоположно тому, чему всех учили – если вы играете завышенно, то выдвигайте мундштук. Если у вас строй завышен и вы выдвинете мундштук, то только усугубите этим проблему, загоняя строй даже выше.
О понижении строя легче сказать, чем сделать. Горло, амбушюр и челюсть обычно способствуют повышению строя. Это усиливается ещё более если сильно выдвинуть мундштук. Простое задвигание мундштука и попытка играть ниже при том же строе обычно ведёт к нестабильности и потере контроля над звуком. Из – за того, что это не обычно, нам кажется это неправильным.

Ещё один тест

Попробуйте ещё один тест. Сыграйте среднее Н настолько красивым звуком, какой можете себе представить. Сыграйте среднее Н снова, но на этот раз таким отвратительным зуком, какой можете себе вообразить – действительно отвратительным. Извлекайте отвратительный звук без рычания или применения какой - либо расширенной техники звукоизвлечения. Для многих студентов, сыграть действительно отвратительно, поначалу представляется странным, поэтому попытайтесь несколько раз, играя за каждым разом всё более отвратительно. Проделайте этот тест прежде, чем читать дальше. Результаты могут вас удивить!

Что вы заметили?

Для абсолютного большинства людей игра отвратительным звуком связана с тем, что звук занижается, а громкость возрастает. Однако задание было изменить звук, а не его высоту и громкость. Конечно, нет никаких сомнений в том, что вы старались изменить именно звук, а не его высоту и громкость. Тем не менее он действительно звучит отвратительнее. Это потому, что заниженное и громкое звучит отвратительно.
Интересно, что студенты, с которыми я проводил эти тесты, часто находили, что звук инструмента становился более полным и резонансным, хотя менее управляемым. Попробуйте этот тест с другими саксофонистами, слушающими ваш звук и посмотрите, что они заметят. Другим интересным результатом было то, что некоторые студенты заметили, что пытаясь сыграть отвратительно, они могли выполнять бенд вниз ниже, чем когда пыталисьэто сделать во втором и третьем тестах, описанных выше в этой статье.

Конечно, играть в оркестре занижено и громко – неприемлемо. Поэтому уберём отвратительность из звука. Задвиньте мундштук и играйте тише. Это может всё ещё казаться непривлекательным, но это частично потому, что ощущается необычным или «неправильным». Помните, что вы хотите изменить именно обычный способ игры. Никто не хочет играть отвратительно, но если вы чувствуете, что вашему привлекательному звуку не хватает чего-то, то вероятно, что качества, которые вы ищите, лежат в другой «непривлекательной» составляющей вашего звука.

Вы можете изменить степень «отвратительности», скажем до 30% или 10% «отвратительносности». После того, как игра в новом высотном строе станет для вас обычной, вы научитесь извлекать звук, который будет ощущаться как комфортный. В действительности, после того, как вы научитесь играть с задвинутым мундштуком и понижать свой строй, вы удивитесь, как вы вообще играли с выдвинутым так далеко мундштуком. По иронии судьбы, игра с завышеным строем требует большых усилий и звучит зажато.

В заключении, важно понимать, что мы не считаем положение мундштука, как что – то само собой разумеещееся. Оно оказывает глубокое влияние на наш строй. Если мундштук сильно выдвинут, то мы, при необходимости, должны повысить наш строй. Следовательно звук зажмётся, возможность управлять высотой потеряет гибкость, верхний регистр будет завышать, а нижний занижать.

В противоположность, если мундштук задвинут, и мы играем с пониженным строем, наше горло и челюсть становятся свободнее, раскрепощённее. Со временем звук становится полнее и резонанснее и регистры начинают строить – для такой игры и был спроектирован саксофон.»

Источник http://saxforum.org/showthread.php?11769
https://vk.com/@antoshahaimovich_vk-3-p ... -saksofona

Возможно, модераторам есть смысл перенести в профильный отдел? Сам затруднился определить, потому тут разместил.
(old nickname And Ray) https://www.youtube.com/@Boe-Yii
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Наткнулся тут на "многослов", но по моему, очень полезных ... в том числе и репосты с саксфорума - по этому материалу наконец разобрался ...
Да, это хороший материал.
Но позвольте из чистого занудства напомнить, что технику флажолетной настройки я неоднократно описывал на прежнем форуме.
Это общеупотребительная практика мировой саксофонной культуры; она описывалась, в частности, в (американских) профессиональных журналах типа Windplayer и Instrumentalist. Откуда мною и почерпнута.
И, господа модераторы! Мне кажется, Андрей прав - стоило бы сделать специальную тему по флажолетной настройке.
Если потребуется, я готов быть в ней регулярным консультантом. :|
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Аватара пользователя
Бо Йы
Старожил
Сообщения: 338
Зарегистрирован: 20 авг 2020 08:19
Откуда: Сибирь
Инструменты: Trevor J. James Horn Revolution II
Тенор B&S
AKAI EWI 4000s
Отдал: 192 спасибо
Получил: 193 спасибо
Контактная информация:

firetiger писал(а): 07 мар 2021 12:33 технику флажолетной настройки я неоднократно описывал на прежнем форуме.
Это общеупотребительная практика мировой саксофонной культуры; она описывалась, в частности, в (американских) профессиональных журналах типа Windplayer и Instrumentalist. Откуда мною и почерпнута.
- думаю, это не имеет к занудству отношения. Вопрос в том, как эти материалы восстановить, что было бы ОЧЕНЬ полезно и познавательно. особенно тем, у кого нет профильного образования...
firetiger писал(а): 07 мар 2021 12:33 Если потребуется, я готов быть в ней регулярным консультантом.
- это было бы замечательно! )))
(old nickname And Ray) https://www.youtube.com/@Boe-Yii
Аватара пользователя
firetiger
Почётный участник
Сообщения: 359
Зарегистрирован: 21 авг 2020 20:02
Откуда: Москва
Инструменты: альты: Buffet 18-20, The Buescher (TT&Aristocrat), King Zephyr
тенора: Buffet-Crampon SD, The Buescher Aristocrat,
баритон Toneking
Отдал: 62 спасибо
Получил: 126 спасибо

Бо Йы писал(а): 07 мар 2021 18:14 думаю, это не имеет к занудству отношения. Вопрос в том, как эти материалы восстановить, ...
... это было бы замечательно! )))
Ежели так - займусь непременно.
Но Вы в своём посте уже привели текст Хаймовича о флажолетной настройке, там всё точно.
Другое дело, что есть тонкие детали - для каждого свои - и тут некий консультационный пункт может быть уместен. Впрочем, сие справедливо для любого музыкально-инструментального вопроса...

Возможно, есть смысл Вам самому создать тему о флажолетной настройке (или вообще об интонационной настройке саксофона)?
И стартпостом сделать как раз соответствующий абзац из Хаймовича. Который в объёмном посте данной темы теряется - неофиты его тут точно не найдут, а им оно особенно полезно (бы). А если Вам не с руки, то могу и я заняться. Но стартпост возьму этот же - если не возражаете, конечно.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Саксофоны The Buescher, Buffet, Conn, King (H.N.White), Martin
Любые консультации по деревянным духовым инструментам.
Ремонт и продажа инструментов, подбор мундштуков.
Ответить

Вернуться в «Вопросы и пожелания»